Почему студенты списывают: мнения преподавателей и учащихся
Списывание в студенческой среде: что думают учащиеся и преподаватели
Списывание — одна из крупнейших проблем как школьного, так и профессионального образования. Шире всего оно распространено в ВУЗах, организациях высшего образования. Проблема комплексная, создает множество проблем как отдельным студентам, так и всей системе профессионального обучения, подрывая доверие к университетам как кузнице высококвалифицированных кадров.
Одна из сложностей, которая не позволяет искоренить списывание как негативное явление — лояльное отношение среды, причем как студенческой, так и преподавательской.
Насколько распространено списывание и чем оно так опасно
Согласно исследованиям российских специалистов из Высшей Школы Экономики, к списыванию в тот или иной момент прибегает до половины студентов высших учебных заведений. Эта катастрофическая цифра подтверждается опросами самих обучающихся, которые признаются в академическом мошенничестве ничуть не смущаясь.
Нечестность наблюдается и при подготовке студенческих научных работ. Процент плагиата также доходит до половины, а по некоторым университетам превышает этот показатель.
Таким образом, к хитростям и нечестным способам прохождения аттестации прибегает до 50% от общей массы обучающихся. Это явление кажется безобидным, но только на первый взгляд. Если изучить последствия списывания подробнее, окажется, что оно провоцирует множество серьезных проблем:
Тотальный подрыв доверия к системе высшего профессионального образования. Работодатели косо смотрят на обладателей дипломов, в том числе красных, не зная, можно ли верить результатам аттестации. Образование обесценивается, девальвируется.
Подготовка неквалифицированных кадров. Умение списывать дает ровно один навык — мошенничать. Назвать любителей академических уловок профессионалами после выпуска нельзя. Это в лучшем случае недоучки, которые не готовы выполнять обязанности на месте.
Общее снижение профессионального уровня выпускников. Если верить исследованию специалистов ВШЭ, примерно половина новоиспеченных специалистов — это мошенники. Ждать от них высокого уровня не стоит, что сказывается на всем рынке труда.
Искажение рынка труда. Выпускников масса, а профессионалов — мало. При этом складывается картина, будто бы рынок наводнен кадрами, что приводит к снижению уровня заработной платы и, вслед за этим, мотивации реальных специалистов устраиваться на работу за копейки.
Поощрение нечестности. Многие любители списывать продолжают мухлевать и после обучения, находясь на рабочем месте. Это не идет на пользу предприятию или иной организации, куда трудоустроен такой «специалист».
Также снижается общая отдача инвестиций в образовательные организации, а потому и количество желающих вкладываться в обучение снижается. Рынок образование страдает первым.
К каким хитростям прибегают студенты
В процессе сдачи экзамена студенты прибегают к широкой группе хитростей, методов нечестного прохождения аттестации. Среди форм мошенничества, которые распространены среди обучающихся:
Использование классических и электронных шпаргалок. Некоторые готовят их в бумажном виде, другие умудряются пользоваться электроникой, смартфонами и планшетами, особенно, если пользование техникой разрешено на экзамене.
Списывание у однокурсников. Использование чужих интеллектуальных наработок является широко распространенной практикой, находится на втором месте среди способов академического мошенничества.
Сдача заранее написанного экзаменационного задания. Если предстоящая задача известна заранее.
Найм стороннего человека для сдачи тестирования. Особенно широко этот метод распространен среди обучающихся дистанционных отделений. Удаленное образование без достаточного контроля — благодатная почва для всякого рода мошенничества.
Использование телекоммуникации для получения правильных ответов. Микронаушники, телефон, по которому студент получает подсказки и прочие подобные же методы.
Поиск ответов на тест в сети интернет. Многие преподаватели не стремятся готовить собственные тесты, они используют готовые наработки. Найти ответы на такие тесты не представляет никаких сложностей. Дополнительная работа не требуется.
Поиск информации о билетах. В некоторых случаях студент может узнать, какие билеты представлены на экзамене, как они помечены, имеют ли особые отметки. Готовятся только к тем вопросам, которые собираются вытянуть.
При подготовке студенческих научных работ способов мошенничества не меньше, шире всего применяют следующие методы:
Копирование фрагментов чужих научных трудов без указания авторства (частичный плагиат).
Копирование всей работы без изменения даже некоторых моментов.
Заказ студенческой работы у специализированных организаций. Интересно, но в некоторых случаях преподаватели готовы писать работы сами, принимая от студентов оплату. Такое поведение недопустимо, но преподаватели охотно включаются в мошеннические схемы, желая заработать.
Выдумывание информации. Если недостаточно объема или нет желания проводить глубокую аргументацию.
Отказ читать источники, которые представлены в списке литературы: статьи, монографии и пр.
Встречаются и более экзотические методы мошенничества, например, известны случаи, когда подставные люди приходили сдавать экзамены за студентов очной формы обучения, рассчитывая на то, что преподаватель не знает всех в лицо. Но описанные выше распространены шире всего.
Как к списыванию относятся студенты и преподаватели
Результаты исследований показывают негативную картину как по студентам, так и по преподавателям. Группа специалистов провела социологический опрос среди учащихся и педагогов. Им задавали один и тот же вопрос: как они относятся к академическому мошенничеству, и какое наказание оптимально для нечестных студентов.
За радикальные меры выступило менее процента респондентов. Ни студенты, ни преподаватели не согласны, что за списывание и плагиат необходимо отчислять из университета. Не согласны представители академической среды и с тем, что за списывание нужно ставить неудовлетворительную оценку и отправлять на пересдачу. Только 3% учащихся высказались за такую инициативу. Среди преподавателей за подобную меру высказалось около 20%.
Как считают исследователи, два названных метода могли бы сыграть большую роль в искоренении академической нечестности. Однако сами респонденты, причем с обеих сторон, высказываются за куда более мягкие наказания, они предлагают:
снижать итоговую оценку за работу;
ограничиваться строгим замечанием.
Некоторые и вовсе предлагают ничего не делать или же затрудняются с ответом. Примерно 16% студентов перекладывают ответственность за нечестность на преподавателей, говоря, что они сами создают условия для списывания.
Отношение учащихся и педагогов к плагиату примерно такое же. Разве что и те, и другие выступают за то, чтобы при обнаружении нечестности, неуникальных фрагментов, отправлять текст на доработку.
Опрос наглядно показывает, что учебный процесс искажен и с той, и с другой сторон. Ответы студентов и преподавателей не зависели от факультета, более того, многие обучающиеся вовсе не стесняясь признаются в мошенничества и нечестном поведении.
Какие меры необходимы, чтобы искоренить академическую нечестность
Вопрос наказаний и мер по предотвращению списывания, академических хитростей, остается дискуссионным. Исследователи выдвигают ряд мер по превенции мошенничества:
жесткий контроль на экзаменах;
установка видеокамер в аудитории;
рациональная организация учебного плана, чтобы его можно было осилить физически;
запрет техники, электроники;
иные подходы к проверке знаний: вместо заучивания — проверка понимания;
разработка уникальных тестов;
использование разных форм контроля;
упор на творчество, переработка учебных планов, оптимизация программ;
уклон в научность, чтобы ответ нельзя было подсмотреть, приходилось размышлять;
отбор в университеты, чтобы поступали только мотивированные студенты;
больше времени посвящать практике;
поддержание дисциплины на всех уровнях;
отсеивание студентов, проявивших негативные наклонности: будь то учащиеся первого года или без пяти минут выпускники;
реформирование школьного образования: важно, чтобы школьники не хотели списывать; вариантом решения этого вопроса могла бы стать широкая просветительская работа и система наказаний;
мотивация студентов на учебу, получение знаний, а не оценок.
Также такие фундаментальные меры, как борьба с коррупцией, повышение прозрачности процесса аттестации и реформирование всей системы образования.
Организовать контроль на дистанционном обучении сложнее, поскольку нет реального физического контакта преподавателя с аудиторией. Тем не менее, это также возможно. На помощь в деле контроля приходят системы прокторинга, например, ProctorEdu. Она позволяет верифицировать экзаменуемого, отслеживать его поведение, оценивая достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.