ProctorEdu
Блог

Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне. Часть 2

Трудности онлайн обучения и пути их решения


Любые новации всегда воспринимаются с настороженностью, а у многих людей вызывают отторжение. Это не удивительно, ведь проще и удобнее сохранять статус-кво в быту или профессиональной деятельности. Образовательные инновации тоже сталкиваются с рядом сложностей. Перечислим основные затруднения и обозначим наиболее эффективные средства их преодоления:
  1. Отторжение учебы как таковой. Многие люди, уже имея работу, не видят смысла в дальнейшем образовании. При требовании руководства повысить квалификацию подходят к обучению формально, используя при этом дистанционные методики. Решение здесь состоит в повышении материальных и карьерных стимулов, а также в налаживании строгой системы проверки.
  2. Сложность восприятия новых технологических решений. Это относится прежде всего к людям старшего возраста. Решение простое – использование платформ с максимально удобным и интуитивно понятным интерфейсом. С каждым годом эта проблема снимается сама по себе, ведь люди живут в условиях цифровой цивилизации.
  3. Психологические сложности. Получив образование традиционным способом, многие люди не воспринимают обучение на удаленке. Не хватает живого общения, ощущения взаимоподдержки. Для преодоления таких барьеров необходимо максимально широко вводить элементы интерактивной обратной связи – видео-консультации, групповые конференции.
  4. Трудности при создании качественного контента. Даже на специализированной вузовской кафедре сложно подготовить презентабельный и полноценный онлайн-курс. Поэтому руководители компаний, учебных заведений должны привлекать сторонних профессионалов – лекторов, лидеров мнений, операторов, режиссеров и т.д.
  5. Недостаточное техническое оснащение. Для многих интерактивных курсов сегодня недостаточно просто иметь ноутбук. Нужны системы виртуальной и дополненной реальности, качественное аудио- и видеооборудование, специализированное программное обеспечение, пособия и др. Эта проблема решается только на уровне предприятий и компаний, которые должны обеспечить сотрудников необходимыми средствами для повышения квалификации.
Как видим, для каждого затруднения существуют пути решения. И чем дальше идет технологический прогресс, тем они доступнее, эффективнее и дешевле.

Современные технологии дистанционного обучения


Вариативность и разнообразие интерактивных методик обучения постоянно возрастает. Перечислим самые востребованные сегодня технологические решения, применяемые в дистанционном образовании:
  • онлайн-курсы – диалоговые (прямые и симуляционные), презентации, текстовые и визуальные материалы, тренажеры и т.д.;
  • скрайбинг (от англ. scribe – написание) – представление текстовой информации в более наглядной, визуально привлекательной форме (диаграммы, графики, сопровождающие иллюстрации, схемы и др.);
  • чат-боты, мессенджеры, форумы – способы дополнить диалоговой пространство обучения;
  • геймификация – привнесение в учебу игрового компонента, который включает призы за достижения, соревновательность, совмещение рутинных и развлекательных процедур;
  • виртуальная и дополненная реальность – создание для слушателей моделей «персонального присутствия» для более эффективного восприятия предлагаемой информации.
Целесообразность использования этих и других технологий определяется целями каждого отдельного курса.

Организация обучения с использованием онлайн-технологий


В организационном плане важна поэтапность действий, что включает:
  • определение целей проводимых образовательных мероприятий;
  • выбор технических средств, оборудования, программного обеспечения;
  • отбор сотрудников, которым необходимо дополнительное обучение, или набор студентов на конкурсной или коммерческой основе;
  • подготовка контента с привлечением компетентных специалистов, преподавателей;
  • проведение обучающего процесса с внесением необходимых корректировок по ходу – должны учитываться индивидуальные запросы слушателей;
  • контроль за качеством полученных знаний и умений.
Последний этап сегодня тоже подлежит высокому уровню автоматизации. Нет необходимости собирать студентов или сотрудников для проведения экзаменов. Это делается в интерактивном режиме с применением прокторинговых онлайн-технологий. Детальнее о эффективном надзоре за удаленными экзаменами и тестами читайте на сайте Proctoredu.ru.