ProctorEdu
Блог

Как эффективно использовать программное обеспечение для дистанционного обучения

Дистанционное обучение перестало быть просто вспомогательным средством, дополняющим традиционные образовательные форматы. Появилась возможность создавать полностью удаленные учебные курсы, формировать целостную онлайн-среду для предоставления качественных педагогических услуг. Немаловажную роль здесь играет специализированное программное обеспечение. Разберем, как эффективно использовать современные средства организации дистанционного учебного процесса.

Программные средства дистанционного обучения


Дистанционное обучение – комплекс мер, которые обеспечивают полноценную образовательную среду для овладения учащимися новыми знаниями, умениями, навыками и компетентностями. Любая система дистанционного обучения (СДО) включает в себя следующие элементы:
  • программные средства для создания обучающего контента;
  • инструменты планирования и контроля;
  • коммуникативные платформы для общения руководителей, преподавателей, слушателей, учеников;
  • разные форматы доступа студентов к обучающим материалам, пособиям;
  • электронный функционал для самостоятельной работы обучающихся;
  • специализированные сервисы и программы для выполнения учебных заданий;
  • контролируемые инструменты онлайн-тестирования, экзаменационного контроля.
Данный перечень показывает, что современные программные средства дистанционного образования позволяют реализовать процесс обучения комплексно – от формирования целей до проверки уровня полученных слушателями знаний. В контексте последнего, актуализируется работа таких ресурсов, как Proctoredu.ru. Такие программные средства онлайн-контроля обеспечивают прозрачность и честность экзаменационных процедур.
Сегодня существует множество образовательных платформ и приложений от российских и зарубежных разработчиков и провайдеров. Для примера упомянем такие, как E-Learning Platform, E-learning-on-tap, Learning Space 5.0, Competentum-Magister, Прометей и др. В каждом конкретном случае организатор учебного процесса подбирает программное обеспечение, оптимально подходящее для реализации целей курса. Выделим ключевые критерии такого выбора:
  1. Функциональность. Это базовый критерий, который включает много факторов. Для разных курсов могут потребоваться всевозможные функции – от формирования календаря обучения до размещения дополнительных материалов, иллюстраций пособий. На рассмотрении функционала программных реализаций СДО остановимся детальнее ниже.
  2. Стоимость. Далеко не всегда получается ограничиться бесплатными средствами организации интерактивного учебного процесса. Закупка подходящего софта должна соответствовать экономической целесообразности обучения студентов или работающего персонала.
  3. Надежность и стабильность. Процесс обучения предусматривает обмен данными, которые защищаются авторскими правами, а часто – и персональной информацией. Поэтому образовательная онлайн-среда должна быть надежно защищена от стороннего вмешательства. Также при реализации разных педагогических практик необходимо стабильное интернет-соединение и функционирование специального софта.
  4. Доступ и юзабильность. Важно, чтобы софт для СДО подходил для оборудования, которым пользуются потенциальные слушатели. Поэтому при выборе платформы необходимо учитывать специфику того, какие компьютеры и операционные системы предпочитают пользователи, входящие в целевую аудиторию. Также образовательные приложения должны иметь интуитивно понятный, юзабильный интерфейс.
  5. Структура и модульность. Микрозадачность – важная характеристика, повышающая эффективность учебного процесса. Средства для дистанционного обучения должны подразумевать возможность модульного дробления крупных курсов.
  6. Система проверки знаний. В любой учебе важен результат – полученные навыки и компетентности. Нередки сомнения в том, что в онлайне получится обеспечить объективное и честное тестирование. Но сегодня это не так уж и сложно. Посмотрите интересное видео о том, как осуществляется эффективный контроль на онлайн-экзаменах.
Таким образом, современные программные средства СДО охватывают целостную образовательную среду как в структурно-техническом, так и в сущностно-методологическом плане. Можем утверждать, что электронное обучение превратилось в самостоятельную сферу образования.

Программные реализации систем дистанционного обучения


Недостаточно просто знать перечень доступных программных инструментов, скачать наиболее подходящий и начать проводить занятия. Эффективное использования специализированного софта для СДО подразумевает немало образовательных и пользовательских компетентностей.
Обучающий субъект должен сочетать умение учить, организаторские способности, высокий уровень использования электронных средств создания обучающих материалов и т.д. Рассмотрим только базовые инструменты, которыми необходимо овладеть и пользоваться на регулярной основе для поддержания высокого уровня управления СДО.

Инструменты для поддержки процесса обучения

Основным инструментом онлайн-поддержки образовательного процесса сегодня является портал или так называемый информационно-образовательный ресурс. Это виртуальное пространство, в котором разные субъекты обучения реализуют в удобных форматах следующие задачи:
  1. Создание электронных учебно-методических материалов. Эта функция возлагается на преподавателей, научно-педагогические, методические кадры. Но недостаточно быть просто специалистом в своей отрасли. Необходимо овладеть программными средствами оформления информации в электронные учебники, пособия, курсы лекций и т.д.
  2. Софт для практических занятий, моделирования производственных ситуаций, получение профессиональных навыков. Для одних специальностей это будут программы для черчения, моделирования, для других – для построения управленческих систем. Сегодня широко применяются как синхронные диалоговые, так и асинхронные ботовые тренажеры.
  3. Организация электронных библиотек. Для этого можно использовать и общедоступные ресурсы. Но СДО функционирует эффективно, когда в ее структуре уже есть специализированный архив материалов, подобранных по выбранной учебно-методической схеме.
  4. Формирование персональной образовательной траектории для каждого слушателя, студента. Система анализа целей, способностей, достижений слушателя в автоматическом или смешанном режиме корректирует постановку следующих учебных задач.
Благодаря перечисленным инструментам формируется среда, поддерживающая весь необходимый функционал комплексной обеспечения СДО.

Инструменты для проведения занятий

Образовательно-технологические платформы (EdTech) для проведения лекций, вебинаров, групповых и индивидуальных занятий представлены сегодня многочисленными производителями и провайдерами. Выбор подходящей программы ведется по ряду параметров и технических характеристик:
  1. Текстовый формат. Если достаточно предложить ученикам графические материалы, то используйте соответствующие программы и сервисы (html, doc, pdf, EdPuzzle и др.)
  2. Аудиоформат. Лекции можно представить в виде начитанных материалов. Для передачи аудиопродукции слушателю сегодня существует огромное количество удобных и доступных инструментов.
  3. Проведение совместных видео-занятий. Организовать видеоконференцию для учебной группы не составляет особого труда. наиболее популярные платформы – Google Meet, Zoom и др. Но часто в электронных системах СДО поддерживаются специальные встроенные программы. Они отличаются повышенной надежностью и профильной функциональностью.
  4. Сторонние источники информации. Здесь ответственность возлагается на преподавателя. Он подбирает безопасные ссылки, ведущие на материалы, которые дополняют внутренний курс.
  5. Средства обратной связи. Доступных диалоговых инструментов много – мессенджеры, форумы, онлайн-боты и т.д.
В большинстве случаев используется смешанный формат обучения, в котором применяется несколько системных решений.

Инструменты администрирования

Неотъемлемая часть образовательного процесса – управление учебными планами, расписанием, контрольными мероприятиями. Выбрать LMS (Learning Management System) необходимо на начальной стадии формирования курса. Автоматизированных решений для учебного администрирования сегодня много, например, в высших учебных заведениях популярной стала программа Moodle. Для корпоративных обучающих центров лучше подходит более специализированный софт, учитывающий профессиональную сферу деятельности компании.

Программное обеспечение для контроля усвоенного материала


Контроль за освоением знаний, проверка письменных работ, тестирование и экзамены эффективно проводятся в онлайн-формате. Это стало еще одним шагом в повышении популярности и распространенности СДО.
Для проверки самостоятельного выполнения письменных работ (контрольных, курсовых, дипломов, отчетов) широко применяются средства борьбы с плагиатом. Для этого создано много специализированных программ и онлайн-ресурсов.
Контроль за прозрачностью проведения тестов и экзаменов осуществляется благодаря работе так называемых порталов прокторинга (надзора). Примером такого авторитетного ресурса в России стал сайт Proctoredu.ru. Здесь реализованы все виды эффективных онлайн-практик обеспечения честных и достоверных проверок полученных при обучении знаний и умений.