ProctorEdu
Блог

Особенности организации и проведения экзаменов удаленно

Дистанционные экзамены: как провести аттестацию удаленно

Очное образование считается классикой, стандартом обучения школьников и студентов. Однако рынок онлайн-образования, в том числе высшего, продолжает расти, а как показала ковидная история, удаленные форматы обучения могут потребоваться внезапно, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса в экстраординарных условиях. 

Здесь возникает проблема: в процессе удаленной аттестации проконтролировать студентов может быть непросто или вообще невозможно: тестирование легко фальсифицировать, а устные экзамены сдать с книгой под рукой. Однако, несмотря на технические и организационные сложности, выходы из ситуации есть.

Как провести устный экзамен


Устные экзамены представляют меньше сложностей, поскольку преподаватель взаимодействует с учеником, студентом в режиме реального времени. Это дает куда меньше возможностей для списывания или использования подсказок, нечестности со стороны учащегося. С другой стороны, остается риск параллельного подглядывания, получения подсказок от третьих лиц, за этим нужно постоянно смотреть.

Можно дать несколько рекомендаций, как организовать онлайн сдачу устного экзамена или зачета: 

  • Для начала нужно организовать все группу студентов (если речь об университете) или класс (если речь о школе) на небольшие подгруппы. Проводить аттестацию сразу большого количества людей без вспомогательных технологических решений будет сложно, велик риск упустить обманщиков. Достаточно 4-5 человек на группу. 
  • Важно продумать время, в которое каждая такая группа будет сдавать экзамен. Необходимо закладывать период с небольшим запасом на технические сложности, перерывы.
  • В качестве способа связи можно использовать Скайп, Zoom, которые поддерживают работу в формате видеоконференции.
  • Перед началом зачета или экзамена следует протестировать работоспособность системы, чтобы связь не оборвалась в самый неподходящий момент.
  • Перед проведением устной аттестации не лишним будет сделать специальную памятку-инструкцию: как подключиться, в какое время проходит аттестация, в каком порядке идут группы, наказание за списывание и пр. Это сэкономит массу времени и позволит избавиться от необходимости по десять раз отвечать на одни и те же вопросы.
  • Вытягивание билетов невозможно, однако можно организовать распределение вопросов методом генератора случайных чисел или с помощью функции таблиц Excel СЛУЧМЕЖДУ.
  • Следует подумать над вопросом идентификации, чтобы экзамен сдавал именно тот ученик или студент, который должен. Подмену легко предотвратить, если попросить предъявить паспорт в камеру.

В процессе сдачи необходимо смотреть, чтобы студент не переводил взгляд в сторону, сохранял визуальный контакт (в разумных пределах). В противном случае результаты аттестации нельзя считать достоверными.     

Как провести письменный экзамен


Письменный экзамен не проще в плане организации, его результаты легко фальсифицировать, поэтому следует выбирать форматы, которые исключат простое списывание. Например, эссе или развернутый ответ на вопрос, сочинение. Студенту в любом случае потребуется приложить творческие усилия.

Организация письменного экзамена возможна все в том же формате видеоконференции, но не обязательно действовать именно так. Если предложить описанные творческие форматы, возможностей для фальсификации будет меньше. С другой стороны, видеоконференция обеспечит достоверность результата: студент или школьник не сможет заказать или купить готовую работу, переложить ее на кого-то другого. Порядок проведения письменной аттестации может быть таким:

  • Выбор простой программы для видеосвязи.
  • Инструктаж, объяснение условий аттестации. Нужно рассказать о времени, формате, особенностях проверки и прочих факторах.
  • Важно установить формат сдачи итоговой работы. Лучше всего подойдут Google-документы, поскольку так не придется скачивать на компьютер множество файлов, легче организовать проверку. Приятное дополнение — всегда есть возможность проверить историю версий, посмотреть, вносил ли учащийся изменения уже после окончания аттестации, наступления «дедлайна».

Каждую работу, которая сдается, нужно проверять по системам антиплагиата, желательно по нескольким, чтобы исключить области банального копирования фрагментов чужого текста. Об условии проверки антиплагиатом нужно уведомить учащихся заранее, это охладит пыл и отобьет желание списывать, воровать результаты чужого интеллектуального труда. 

Как провести удаленное тестирование


Тестирование — форма проверки знаний, которую недооценивают даже в образовательной среде. Считается, что можно угадать ответ, выбрать наугад, получить оценку случайно. Это не так, однако, с точки зрения удаленной проверки знаний, формат действительно требует доработки и качественного переосмысления. Использовать стандартные опросники, тесты, которые составлены по шаблону, взять из Интернета нельзя. Ответы на них легко найти в той же сети, а, значит, и смысла в такой аттестации мало.

Необходимо озаботиться созданием собственного, уникального теста. Если предстоит оценивать уровень разных классов, групп — желательно составить список вопросов и сделать несколько вариантов опросника, чтобы исключить любые нежелательные пересечения, взаимную помощь обучающихся друг другу.

Подготовку теста нужно проводить с опорой на некоторые организационные правила:

  • Лучше всего использовать доступную и хорошо известную студентам программу для составления опросников. Например, Гугл-документы.
  • Следует использовать разные форматы проверки знаний, ответов. Где-то выбор варианта ответа, где-то выбор нескольких ответов из предложенного списка и т.д.
  • Необходимо заранее продумать формат оценивания. Самый простой вариант — правильный ответ равен 1 баллу, неправильный — 0. 

Тестирование может проводиться в полностью удаленном формате или в формате видеоконференции, чтобы исключить списывание и обеспечить еще больший контроль. Решение остается за организаторами. 

Как организовать удаленную защиту проекта


Удаленная защита проекта создает меньше сложностей, поскольку студенту в любом случае придется готовить презентацию, а затем отвечать на вопросы. Не важно, дистанционный предстоит формат или нет. Удаленная защита проекта в ВУЗе сокращает время на проверку результатов работы обучающегося. 

Необходимо объяснить условий. Лучше всего попросить каждого студента подготовить краткую видеопрезентацию на 10-15 минут, после чего в таком виде собрать все презентации и тщательно их проанализировать.

После изучения презентация можно организовать контрольный опрос потенциальных выпускников, учащихся последнего года, в ходе которого они будут отвечать на дополнительные вопросы в режиме реального времени, собственно защищать свои проекты. 

Применение системы прокторинга


В удаленном формате принимают зачеты, экзамены, проводят сессии, итоговую аттестацию студентов. В некоторых случаях — вступительные испытания для абитуриентов, если поступление предполагает дополнительные экзамены. Задачу можно решить силами ВУЗа, но это сложно, требует напряжения сил преподавателей, определенных методических наработок и даже в этом случае без достаточного опыта гарантий результата нет. Риск списывания, нечестного поведения остается.

Хороший вариант автоматизировать процесс, обеспечить контроль, достоверность итогов аттестации — системы прокторинга, Например, ProctorEdu, которая позволяет аттестовать учащихся в режиме реального времени. Это технологическое решение работает в полностью автоматическом или ручном формате, когда возможно дополнительное участие человека.

Система отслеживает поведение, верифицирует личность учащегося, автоматически оценивает достоверность результата. Комплекс исключает студенческие хитрости, вычисляет обманщиков, повышает уровень дисциплины при проведении аттестации и экономит время, силы сотрудников учебного заведения.

Более подробная информация о системе прокторинга, ее работе и преимуществах, представлена в видео.