ProctorEdu
Блог

Как студенту оспорить оценку на экзамене

Апелляция или как студенту оспорить оценку за экзамен

Сессия — тревожное время. Любой студент, будь то любитель списывать или отличник, который рвется к знаниям, хочет получить высокий балл. Не всегда мнение преподавателя о способностях учащегося совпадает с его собственным видением. Если оценка, которую получил студент, его не устраивает, есть реальные основания считать, что результат несправедлив, восстановить истину можно с помощью апелляции: обжалования полученной оценки. Однако у такого решения есть несколько подводных камней.

В каких случаях можно подать апелляцию


Подавать апелляцию следует, если ситуация действительно несправедлива, ученик уверен в своей правоте. Объективные обстоятельства, которые указывают на то, что оценка поставлена несправедливо, могут быть разными:

  • Неграмотная постановка вопроса в билете. Если формулировка неоднозначная или терминологически неточная, на самом деле экзаменатора интересует совсем другое и ответ на фактически поставленный письменный вопрос преподаватель рассматривает как ошибочный.
  • Недостаточно точные условия задачи. Такие, которые позволяют трактовать ее неоднозначно, не так, как видится экзаменатору.
  • Иные ошибки в билете.
  • Нарушение нормальной организации экзамена, порядка его проведения. Например, преподаватель не дал времени на подготовку, не позволит ответить на дополнительные вопросы, слушал ответ без достаточного внимания. Распространенный случай, когда преподаватель принимает решение, опираясь не на знания учащегося, а на свои личные впечатления о личности студента. Это откровенная предвзятость, но доказать ее, как правило, трудно. Однако несправедливое отношение можно преодолеть с помощью обжалования результата.
  • Другие объективные обстоятельства. Полного перечня не существует, это может быть и плохое самочувствие, и слишком шумная аудитория, и низкая температура в помещении, которая мешает сосредоточиться. Исчерпывающего списка нет. 

В каждом конкретном случае ситуация рассматривается по существу. В законах и нормативных актах об образовании порядок и основания для подачи апелляции не установлены. Вопрос решается локальными нормативно-правовыми актами конкретного университета. Свое несогласие студент выражает в тех случаях, когда, по его мнению, есть реальные основания считать, что оценку поставили неправильно.

Когда не стоит обжаловать полученную оценку


Право студента обжаловать несправедливую оценку есть во всех случаях. Другое дело, что не всегда есть возможность реализовать его так, чтобы повысить оценку за экзамен. В некоторых случаях подавать апелляцию бессмысленно с самого начала. Таких ситуаций может быть несколько:

  • Низкий уровень подготовки к сдаче. Если студент отлынивал от работы, готовился кое-как, в последний день или за несколько дней до аттестации, удивляться плохой оценке не стоит. Простого желания подать апелляцию и получить допуск к пересдаче недостаточно, чтобы комиссия позволила исправить балл, дала второй шанс. Заявление примут, но после рассмотрения в удовлетворении апелляции откажут.
  • Конфликтные отношения с несколькими преподавателями. Если отрицательные отношения сложились с целой группой педагогов, апелляция может стать бессмысленным мероприятием. Преподавательская солидарность сыграет свою роль, студент зря потратит время.

Гораздо сложнее обстоит дело, если преподаватель явно или неявно вымогает деньги. Взяточничество, коррупция в ВУЗах все еще процветает, однако поймать педагога за руку непросто. Тем более непросто доказать факт вымогательства на апелляционной комиссии, студента обвинят во лжи. 

Если преподаватель занижает оценку по коррупционной причине, из корыстных побуждений, действовать нужно не только и не столько через администрацию ВУЗа, сколько через общественные структуры, правоохранительные органы, это рабочий метод. Без достаточных знаний поймать взяточника сложно. 

О порядке подачи обжалования результата


Процедура апелляции включает в себя 5 пунктов. 

1.Подача заявления

По установленным ВУЗами правилам апелляцию нужно подавать в день сдачи экзамена или в день оглашения результатов (если аттестация проводилась письменно), то есть в течение оставшегося времени работы университета. Заявление готовят письменно, передают в деканат. Документ визирует секретарь. Лучше всего подготовить 2 экземпляра, чтобы один остался на руках у самого студента.

2.Рассмотрение апелляции

Оценкой должна заниматься комиссия из нескольких преподавателей, она и примет итоговое решение: стоит рассматривать несогласие студента или нет. Проводится голосование, которое определит дальнейшую судьбу заявления учащегося. 

3.Слушания

Под слушаниями понимается оценка позиции двух сторон: преподавателя, а также студента. Одного мнения экзаменатора в этом случае для беспристрастного решения недостаточно. Студент должен аргументировать свою точку зрения, привести конкретные нарушения. Нужно ссылаться на те обстоятельства, которые уже изложены в заявлении. 

4.Промежуточное решение

Если комиссия согласна с позицией учащегося, ситуация может развиваться по двум сценариям:

  • Первый — оценку повысят автоматически. Это очень редкое явление.
  • Второй, более частый вариант — пересдача. Студент будет сдавать экзамен повторно, перед комиссией. Важна хорошая подготовка, поскольку третьего шанса повысить оценку не будет.

При несогласии с аргументами студента, комиссия отказывает в пересдаче, но и снижать оценку права не имеет, как это бывает с апелляциями на ЕГЭ. 

5.Итоговый результат

После пересдачи комиссия выставляет итоговую оценку, оформляет решение протоколом, рассмотрение апелляции заканчивается.

Решение апелляционной комиссии, особенно промежуточное, нельзя считать окончательным. Если студент с ним не согласен, он может обратиться в суд, прецеденты уже были. Важно обращаться не к оценке, а к процедурным моментам, иначе судебное заседание не состоится. 

По тому же принципу решается вопрос с потенциальными выпускниками, которые учатся последний год и сдают государственные экзамены.