К основному контенту
ProctorEdu
Блог

Как стартап ProctorEdu следит, чтобы студенты и менеджеры России, Индии и Израиля не списывали

От инкубатора ВШЭ до первого крупного заказчика


Артем Козин заканчивал магистратуру в НИУ ВШЭ – в университетском инкубаторе же он запустил свой первый проект «Скиллопедия». Сервис предоставлял короткие практические видеоуроки от тематических клубов и секций, с помощью которых пользователи получали интересные им гайды, для самих клубов эти уроки могли служить в качестве промо. В 2008 году проект выиграл премию «Студенческий стартап года», учрежденную бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ и Британской высшей школой дизайна, и динамично развивался.

Однако потом, когда Артем уже начал работать в НИУ ВШЭ, проект из-за недостатка финансирования закрылся. Позже он познакомился с новым партнером Адебайо Аденийи на встрече международного движения YouthTime в Париже – вместе они начали работать над стартапом PushPullMe. Новое ИТ-решение объединило студентов, которые испытывали психологические трудности, и начинающих практикующих коучей и психологов с сопровождающими их опытными специалистами. Одни получали бесплатную помощь, другие – опыт и первые кейсы. Кстати, сейчас проект до сих пор работает в Вышке.

Третьим проектом Артема как раз стала система прокторинга ProctorEdu. Тогда он курировал проект «Открытое образование» со стороны НИУ ВШЭ. Нужно было организовать прокторинг для дистанционных экзаменов студентов.

Прокторинг – процедура, помогающая следить за процессом тестирования или экзаменом. Она позволяет верифицировать личность тестируемого и наблюдать за его поведением и происходящим на его экране компьютера, для того, чтобы убедиться что он не списывает, не ищет ответы в интернете, не прибегает к помощи других людей. Прокторинг появился в 2008 году в США, технологию его проведения разработала компания ProctorU и изначально он использовался как механизм контроля экзаменов.

В России на тот момент почти не было крупных игроков в этой сфере – Артем и Аденийи решили воспользоваться этим и предложить свою идею проекта по прокторингу. Для разработки платформы по обработке видеопотоков требовались специалисты, в итоге команда будущего проекта ProctorEdu привлекла Антона Скшидлевского, который на тот момент работал в университете ИТМО, сейчас Антон технический директор проекта. Для потребностей «Открытого образования» команда создала вариант кастомизированной системы прокторинга. Сейчас компания проводит прокторинг для более 150 клиентов, среди которых Альфа-Банк, Сколтех, РусГидро, Школа Летово, различные университеты, а также компании и образовательные организации из Европы, Индии, Канады, Израиля и других стран.

Как устроена система прокторинга


Сейчас ProctorEdu занимается разработкой ПО для оценочных онлайн-мероприятий: аттестаций, экзаменов, тестирований, олимпиад. Прокторинг помогает подтвердить личность участника мероприятия и верифицировать его добросовестное поведение на этом мероприятии. Другими словами, прокторинг помогает отследить нечестное поведение, списывание, читинг.

ProctorEdu решает две важные задачи:

  • Проведение оценочных мероприятий дистанционно. Это особенно важно для участников из регионов или даже других стран, т.к. позволяет повысить доступность мероприятия и обеспечить равные возможности по участию в нем.

  • Осуществление контроля на протяжении всего мероприятия. С одной стороны, осуществляется контроль достоверности результатов, которых участник достигает при обучении. С другой, обеспечиваются равные условия для всех участников, результаты становятся объективными, а недобросовестные участники отстраняются.

Ключевое отличие системы прокторинга от обычной видеосвязи и видеозаписи в том, что система сама позволяет автоматически отслеживать некоторые формальные признаки нечестного поведения (появление второго человека перед камерой, разговор по телефону, открытие сторонних вкладок, клавиатурный почерк) и обеспечивать онлайн-наблюдение за большим количеством участников как в реальном времени, так и в асинхронном режиме.

В период пандемии использование системы прокторинга для образовательных учреждений стало особенно актуально, поэтому спрос на сервис вырос и инфраструктуру нужно было масштабировать. Многие университеты проводили аттестации и экзамены в удаленном формате. К тому же, вузы постоянно взаимодействуют со студентами из других городов, знания которых нужно проверять.

Помимо этого, прокторинг сегодня используют крупные компании при внутреннем обучении сотрудников, профессиональных аттестаций и наборе новых сотрудников. Так, бизнес удаленно может искать стажеров или кадры для региональных филиалов.

Что на пути помогало «забустить» проект


  • Акселераторы и инвестиции
ProctorEdu подавал заявки в три акселератора: ФРИИ, Numa и индийский EDUGILD. Например, ФРИИ инвестировал в проект более 2 миллионов рублей. С помощью этих средств команда смогла протестировать новые гипотезы, погасить задолженности и даже найти второго клиента – Финансовый университет.

В 2019 году Softline Venture Partners (венчурный фонд поставщика ИТ-решений и сервисов Softline) инвестировала в стартап 20 млн рублей. Фонд Softline получит миноритарную долю.

  • Выход на новые рынки
Компания представляет продукт не только в России, но и за рубежом. Например, в Индии ProctorEdu работает с популярной системой тестирования. ПО российского стартапа интегрировано в эту систему для работы с университетами и корпорациями.

  • Новые технологические решения
В основе ProctorEdu – технологическая платформа, которая прежде всего должна выдерживать большие нагрузки, учитывая работу с видеопотоками. Для этого компания использует облачные технологии.

В 2020 году компания попала в программу Yandex.Cloud Boost по специальному офферу поддержки при переходе с другого хостинг-провайдера. Проект мигрировал из другого зарубежного облака, так как для российских клиентов обрабатываться данные должны в России в соответствии с ФЗ-152. К тому же, на этой миграции удалось сэкономить на услугах примерно в 2 раза.

Для хранения файлов, снимков и видеозаписей мы используем S3 совместимое хранилище, в Yandex.Cloud есть Object Storage, который нам как раз подходит. Специфика сервиса прокторинга такова, что загруженные данные используются в течение нескольких дней после записи. После этого данные обычно достаточно долго хранятся, обращение к ним происходит редко. Для минимизации расходов мы настроили жизненный цикл объектов в Object Storage так, что через несколько дней из стандартного хранилища объекты переводятся в холодное хранилище.
Антон Скшидлевский
Технический директор ProctorEdu

ProctorEdu проводит мероприятия с 5 тысячами одновременных участников. Чтобы эффективно масштабировать нагрузку, команда использует группы виртуальных машин в Compute Cloud. Это позволяет настроить автоматическое горизонтальное масштабирование сервера приложений по заданным параметрам.

О планах


Команда ProctorEdu планирует улучшать юзабилити сервиса, совершенствовать алгоритмы автоматического прокторинга, чтобы обеспечивать заданный, фиксированный уровень доверия к результатам тестирований. Ведется работа над упрощением интеграции с системами дистанционного обучения. Кроме того, планируется усовершенствования мультиарендной архитектуры, которые будут полезны для партнеров, предоставляющих услуги прокторинга своим клиентам. Cервис работает при больших нагрузках, поэтому в планах также оптимизация эффективности и снижение себестоимости работы серверной части, в частности для клиентов, выбравших on-premise решение.

Спрос на сервисы прокторинга уверенно растет по всему миру, поэтому компания рассматривает возможности выхода на рынки Швеции, США, Латвии и роста в Индии, Канаде, Израиле.

Источник: https://vc.ru/services/221710-kak-startap-proctoredu-sledit-chtoby-studenty-i-menedzhery-rossii-indii-i-izrailya-ne-spisyvali