ProctorEdu
Блог

Проблемы дистанционного обучения и способы их решения

Дистанционное обучение обретает все большее распространение, и интернет становится важной составляющей образовательного процесса. Возможность дистанционного обучения привлекательна для многих людей, и доля учащихся, получающих образование удаленно, стремительно растет. Расширяется и рынок электронных образовательных решений. Однако последние зачастую далеки от потенциального идеала, и их использование связано с рядом проблем.

Рассмотрим подробно, какие проблемы могут возникать при дистанционном обучении и способы их решения. Также обратим внимание на преимущества подобного решения, выясним, насколько оно актуально.

Преимущества и актуальность дистанционного обучения


Сегодня сложно представить ученика или преподавателя, не использующих интернет-технологии в обучении и работе. Образовательный процесс не обходится без использования электронных журналов, а также поиска дополнительных обучающих материалов в сети.

Но, несмотря на эффективность интернета в ходе обучения, многие педагоги подвергают сомнению эффективность дистанционного образования. Они полагают, что оно сопряжено с массой неудобств и является угрозой для успеваемости учащихся. Однако это в корне ошибочное мнение, о чем свидетельствуют множество преимуществ. К основным из них относятся:

  • Возможность индивидуального подхода к каждому ученику – благодаря дистанционному формату обучения преподаватель может работать индивидуально с каждым учеником и студентом. На удаленке каждый учащийся будет чувствовать себя комфортнее и может раскрыться по максимуму. А преподаватели смогут подобрать индивидуальные задания, соответствующие способностям и интересам учащегося.
  • Автоматизация процессов – внедрение современных технологий позволяет избежать рутинной работы. С помощью подобных решений удастся значительно сократить время на проверку домашнего задания и составление статистики успеваемости.
  • Актуальность знаний – печатные издания, применяющиеся в классической системе образования, не всегда содержат актуальные сведения. Зачастую они морально устаревшие, и ученики вынуждены работать с неактуальной информацией и т. д. Благодаря удаленному учебному процессу педагоги имеют возможность использовать на уроках материалы, соответствующие современным реалиям.
  • Размеренный темп работы – при дистанционном образовании основная часть общения с учениками осуществляется с помощью мессенджеров. Это делает общение более непринужденным, отношения педагога и учеников становится более профессиональными. Учитель получает время для обдумывания ответа и поиска информации в справочной литературе.
  • Доступность информации – множество онлайн-библиотек предоставляет свободный доступ к учебным пособиям. Электронные версии книг, полезные в учебе, бесценны для учеников и их родителей, лишенных возможности приобретать дорогостоящие учебники и пособия.

Проблемы дистанционного обучения и способы их решения


Любые инновации при внедрении сопровождаются определенными сложностями. Невзирая на широкое распространение дистанционного образования, его активное использование наблюдается лишь в течение последнего пятилетия. При этом ряд стран и учебных учреждений были вынуждены прибегнуть к новому способу обучения в связи с последствиями COVID-19.

До недавних пор дистанционное обучение использовалось исключительно в вузах. Более того, оно выступало в качестве самостоятельного отделения, наравне с очной и заочной формами обучения.

Остановим внимание на проблемах, которые возникают у учащихся и преподавателей при внедрении системы дистанционного образования.

Проблема 1: Сложность адаптации к онлайн-формату


Этот минус сложно причислить к разряду существенных, сегодня неизбежно возникает необходимость освоения цифровых технологий. Переход на новый стиль работы может вызвать определенные неудобства. Особенно затруднительным он может оказаться при отсутствии единых инструкций.

Проблема 2: Слабая оснащенность образовательных заведений и учащихся


В некоторых регионах отсутствует доступ к высокоскоростному интернету. Это становится весомой проблемой в организации образовательного процесса. Учащиеся вынуждены использовать дополнительные возможности для поиска выхода в сеть. Среди доступных методов – низкоскоростной мобильный интернет, интернет-кафе и т. д. Все они не отличаются особым удобством.

Также наблюдаются проблемы в семьях, воспитывающих несколько детей, обучающихся в школе или университете. Каждый из них имеет собственное расписание занятий и сроки сдачи заданий. А значит, каждый из учеников нуждается в собственном ноутбуке или компьютере. Усложняется ситуация, если родители работают удаленно, и не могут приобрести несколько устройств. Все это может неблагоприятным образом сказываться на успеваемости учеников.

Проблема 3: Технические проблемы в ходе дистанционного обучения


Даже при наличии стабильного интернета не всегда удается избежать проблем технического характера. Образовательная система не может мгновенно решить проблему связи педагога с большим количеством учеников по сети. Зачастую лекции проводятся для нескольких сотен студентов одновременно. В таких ситуациях редко удается избежать проблем, когда часть из них не имеют доступа к изображению, а другие – не слышат, что говорит педагог.

Перевод всех студентов на дистанционное обучение означает внушительные финансовые затраты для университета. Помимо технического оснащения всего преподавательского состава и студентов необходимыми устройствами и программным обеспечением, требуется подготовка специальных кадров. Такие сотрудники будут оказывать помощь в оперативном устранении проблем в процессе обучения, связанных с техническими неполадками и сбоями.

Для решения этой проблемы можно прибегнуть к помощи проверенных средств, имеющих популярность во всем мире. В качестве примера можно взять модель успешных онлайн-школ и курсов. В работе они используют такие решения, как:

  • приложения для видеосвязи Zoom и Skype, предоставляющие каждому участнику конференции возможность задать вопрос, видеть собеседника;
  • инструменты для работы над документами, предоставляющие совместный доступ, например Google Docs;
  • платформы, предназначенные для самостоятельной работы с контентом. 

В силу недостаточного опыта многие ошибки в начале пути попросту неизбежны. Предотвратить большинство из них и оптимизировать процесс дистанционного образования помогут решения от компании ProctorEdu. Внедрение прокторинговых систем значительно упрощает процесс оценки знаний, а также проверки результатов работ. Благодаря широкому выбору опций каждое учебное заведение сможет подобрать оптимальный вариант в соответствии с бюджетом.

Проблема 4: Слабая мотивация и отсутствие чувства ответственности, слабый контроль учебного процесса


К числу проблем, которые не удастся решить с помощью современного технического оснащения, относится отсутствие мотивации учащихся. Если они не понимают, какова роль обучения в жизни, и какие преимущества оно способно предоставить, не избежать плачевных последствий. В результате ученик может быть оставлен на второй год при обучении в школе. Если речь идет об учащихся средних и высших учебных заведений, они могут быть отчислены.

Не каждый обладает достаточной силой воли для поддержания мотивации к обучению. Зачастую выбор профессии осуществляется студентами неосознанно, и отсутствие практических навыков препятствует желанию приступить к работе как можно скорее. Особенно актуально это для учащихся первых курсов, еще не освоившихся в вузе и не привыкших к правилам. Они не осознают степень важности самостоятельной работы, поскольку этому не обучают в школе. Школьные домашние задания не сопоставимы с программой вузов.

Нередко проблема приобретает еще больший масштаб и распространяется также на родителей учащихся. Поскольку дети решают, что теперь можно и вовсе не учиться, те вынуждены проводить все время дома, контролируя действия ребенка. Правильная мотивация и самодисциплина станут залогом успешного обучения, откроют доступ к возможностям будущего.

Проблема 5: Отсутствие живого общения, возможности сравнивать себя с другими


Отразиться на процессе обучения может также отсутствие живого общения. Эта проблема связана с ухудшением психоэмоционального состояния учащихся и их способности к адаптации к новому окружению. При переходе на дистанционное обучение ученики школ и студенты сталкиваются с новыми обязанностями.

При обучении в группе дети и многие взрослые склонны сравнивать свои успехи с достижениями других учащихся. Это зачастую является катализатором мотивации к достижению результатов в учебе. Речь идет не о соревнованиях в получении оценок, а о прокачке навыков выступлений на конференциях и т. д. Все это позволяет оценивать свои успехи, но виртуальный процесс обучения лишает этой возможности. Отсутствие сравнения с окружающими и показателей роста порой препятствует дальнейшему развитию.

Выходом из ситуации станет объективная оценка собственных успехов без оглядки на других. Если вам важна обратная связь, вы можете обратиться за ней к преподавателям, прислушиваться к существенной критике сокурсников в чате.

Преимущества и недостатки удаленного обучения уже успели оценить множество учащихся и преподавателей. Но, несмотря на определенные минусы системы, она является довольно эффективной. С ее помощью все больше людей обретает возможность получения качественного образования.