ProctorEdu
Блог

LMS-системы: описание, виды, плюсы и минусы

LMS: что такое система управления обучением, и на что она способна

Рынок онлайн-образования продолжает расти, увеличивая объемы по всему миру. Особенно заметный прогресс произошел на фоне коронавирусной пандемии, которая поставила под вопрос типичные, привычные стандарты и методы обучения. Новые вызовы и потребности требуют новых решений, развития. 

LMS — ответ на запрос в области дистанционного образования. По своему характеру это комплексный инструмент для организации удаленного обучения, независимо от его целей. Системы LMS отличаются высокой гибкостью и легко интегрируются со сторонними решениями для повышения качества образовательного процесса.

Что такое LMS и чем она отличается от СДО


LMS расшифровывается как Learning Management System или система управления обучением. Это комплексное решение, которое позволяет организовать дистанционное обучение, независимо от его задач. Учебная программа (облачное или коробочное решение) предоставляют систему гибких инструментов для организации:

  • Вебинаров, удаленных онлайн-мероприятий. Будь то лекция, общение с учащимися, преподавателем или организация полноценной аттестации, проведение экзамена/зачета, практического занятия.
  • Тестирования.
  • Полноценного письменного экзамена, защиты проекта или иной формы аттестации.

Это далеко не полный перечень возможных форм активности. Платформы LMS предоставляют возможность организации стандартных учебных мероприятий, которые привычны для студентов, преподавателей, но без непосредственного физического присутствия в одном месте. Если же интегрировать систему управления обучения с системой прокторинга, образовательный процесс станет еще более надежным, управляемым и предсказуемым.

В Российской практике термин LMS пока не приобрел широкого применения, та же ситуация наблюдается в странах СНГ. Шире используется термин СДО — система дистанционного обучения или образования. Несмотря на кажущиеся различия — это одно и то же, отличия только в терминологии. Хотя некоторые нюансы все же есть: СДО ориентируется на полностью дистанционное обучение, в то время как LMS предоставляет возможность взаимодействия студентов с преподавателем как онлайн, так и в аудитории (например, через систему обучения удобно проводить тестирования).

Сферы применения LMS-систем


LMS отличаются высокой гибкостью, широкими возможностями для использования в разных сферах образовательной деятельности. Чаще всего системы управления обучением используются в:

  • Школах. Дистанционное образование и его элементы вводятся при развитии неблагоприятной эпидемиологической обстановки, при организации обучения детей, которые ограничены в физических возможностях. LMS используются на уровне школ или целых городов с организацией доступной образовательной среды (вопросами занимаются государственные и муниципальные органы власти).
  • Средних специальных учебных заведениях: колледжах, техникумах. В той части, в какой они организуют дистанционное образование.
  • Высших учебных заведениях. Системы управления обучением широко распространены при организации полностью дистанционного образования или при внедрении его элементов. Несмотря на тенденцию к более широкому использованию LMS, пока их используют далеко не все университеты.
  • Онлайн-курсах, коммерческих образовательных центрах, организациях дополнительного образования. Многие переводят весь процесс обучение в онлайн, не оставляя места для аудиторных занятий. Другие ориентируются на смешанное обучение.
  • Центрах и на курсах повышения квалификации. Как широкого профиля, так и собственные, принадлежащие отдельным компаниям (обычно — крупным).

Электронные платформы LMS позволяют организовать и упорядочить образовательный процесс на удаленке, без лишних трат, расходов денег и времени. Компании или некоммерческому учреждению остается заняться администрированием, многие технические вопросы остаются за разработчиками. 

Для чего используются системы LMS


Есть говорить о целях использования системы управления обучением — это организация и упорядочение образовательного процесса. Среди задач, которые решаются в процессе применения LMS:

  • Разработка индивидуального, удобного, упорядоченного плана обучения студентов, сотрудников организации, посетителей онлайн-курсов.
  • Обучение школьников, студентов, работников компании, уверенная передача знаний в порядке, которые не уступает оффлайн-обучению.
  • Аттестация: промежуточная или итоговая. LMS является удобным инструментом для тестирования, проведения полноценных экзаменов в полностью заочном или живом формате.
  • Создание единой базы знаний. Систему управления обучением позволяют создавать библиотеки теоретических материалов, справочники, а также базы методических материалов, которые доступны в режиме 24/7 любому сотрудники, школьнику, студенту.
  • Сбор полезной статистики, которая помогает собрать обширную базу для дальнейшей аналитической, методической работы.
  • Отслеживание активности сотрудников, иных обучающихся. 

Внедрение системы управления обучением играет большую роль в организации работы коммерческих структур. Компании получают возможность создать электронную среду, где сотрудники смогут учиться, повышать квалификацию. Возможно обучение партнеров, что существенно ускоряет процесс взаимной интеграции, снижает расходы и той, и другой сторон.  

Плюсы и минусы системы LMS


Можно выделить две категории преимуществ: для студентов (иных обучающихся) и организации, которая использует LMS. 

Для учащихся:

  • Доступ к образовательным материалам. Не нужно искать самостоятельно, тратить деньги и время.
  • Отображение всех заданий: как текущих, так и будущих. Это удобно, поскольку учащийся видит траекторию образовательного процесса, может ориентироваться на план.
  • Понятный способ обучения и простота интерфейса.

Для организации, которая внедряет систему:

  • Сокращение общей продолжительности обучения.
  • Снижение расходов на обучение, а также найм специального персонала.
  • Отслеживание прогресса учеников, студентов.
  • Широкие возможности для аналитики. Система собирает данные, систематизирует их и представляет в полуобработанном виде. 
  • Повышение эффективности образовательного процесса.
  • Возможность простой организации учебных мероприятий, без необходимости искать помещения, нанимать или вызывать сотрудников и т.д.

В концептуальном отношении у LMS только один недостаток — в основном они платные. С другой стороны, экономия на организации образовательного процесса в рамках освоения специальности, повышения квалификации в сумме все равно будут больше. Поэтому вопрос спорный.

Что касается отдельных решений от различных компаний — минусы будут своими, в зависимости от разработчика и его политики в отношении цены, поддержки, прочих моментов. 

Как правильно выбрать LMS-систему


Существует больше десятка решений от разных компаний. Они отличаются множеством параметров. При выборе следует ориентироваться на следующие моменты:

  • Простота администрирования. В основной массе, LMS отличаются простым интерфейсом, интуитивно понятны, не требуют никаких навыков программирования. Не требуют длительного обучения. Однако не все.
  • Техническая поддержка. Даже лучшие программные продукты дают сбои, могут временами сбивать с толку. Техподдержка — залог оперативной, качественной помощи в спорных ситуациях.
  • Наличие демо-версии. Она позволяет протестировать возможности системы, оценить, подходит ли она.
  • Возможность кастомизации. Требуется, если нужны гибкие настройки курсов.
  • Возможности при разработке тестов.
  • Возможность редактирования задания, контента, после создания и выгрузки. Это полезная и нужна возможность.
  • Кроссплатформенность, то есть возможность использовать на разных устройствах, которые работают под разными операционными системами.
  • Наличие чатов, форумов, средств общения пользователей, а также их возможности.
  • Изменение профиля, возможности для студентов, обучающихся кастомизировать настройки личного кабинета.
  • Степень геймификации, возможность введения игрового элемента в обучение.
  • Качество предоставляемой статистики. Информация очень важна для дальнейшей аналитической работы, которые позволит сократить расходы и повысить уровень квалификации сотрудников, степень усвоение знаний у студентов, школьников (зависит от категории учащихся).

При выборе систему управления обучением нужно ориентироваться на собственные потребности, заранее сформулировать, какие функции требуются. Далее рекомендуется оценить продукт по демонстрационной версии. Она бесплатная и длится от 7 до 14 дней. 

Виды LMS


Системы управления обучением поставляются в двух типах: есть коробочные и облачные решения.

Коробочные решения — это приложения, комплексы программного обеспечения. Они требуют полноценной установки на сервере клиента, правильной настройки. Без навыков системного администрирования, навыков глубокой работы с компьютером не обойтись. Потребуется участие специалиста.

Облачные решения, напротив, простые, не требуют установки, работают в виде веб-комплекса на сайте. Широких навыков не требуется, все интуитивно понятно. 

Также существуют системы с открытым исходным кодом. Они бесплатны, но требуют не одного года опыта в программировании. Иначе их просто не развернуть.  

Система прокторинга как способ повышения качества образовательного процесса


У LMS есть еще один существенный недостаток. Они позволяют организовать образовательный процесс, но не дают возможности качественного контроля, верификации результатов аттестации.

Чтобы свести риски обмана на нет, не допускать списывания на онлайн-мероприятиях, имеет смысл приобрести систему прокторинга, например, ProctoEdu. Она верифицирует студента, дает доступ только самому обучающемуся, в автоматическом или ручном режиме контролирует поведение экзаменуемых, изучает достоверность результата аттестации и легко интегрируется с LMS. 

Чтобы получить больше информации, можно ознакомиться с презентацией системы прокторинга.