ProctorEdu
Блог

Технологии дистанционного обучения: какие инструменты использовать в онлайне. Часть 1

Дистанционное обучение давно перестало быть набором визуальной, аудио или текстовой информации, которую осваивает ученик, находящийся вне стен учебного заведения. Современные образовательные онлайн-платформы – сложные системы интерактивных инструментов познания и обмена опытом между преподавателями, слушателями, профессионалами. Разберем, что такое технологии дистанционного обучения, историю их развития, преимущество новейших форматов. Остановимся также на сложностях организации учебного процесса на удаленной основе.

Что такое технологии дистанционного обучения


Традиционно считается, что удаленная учеба представляет собой процесс передачи от учителя учащемуся материалов, пособий, информации на расстоянии. Но современное дистанционное обучение – это нечто большее. Оно включает в себя комплекс технологических, коммуникационных, методических инструментов, которые делают доступной качественную и компетентную образовательную среду.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать следующие задачи:
  • быстро находить актуальный для студента учебный контент;
  • обеспечивать доступ к профессиональным образовательным услугам;
  • создавать коммуникативную среду с обязательной обратной связью между обучаемым и обучающим;
  • автоматизировать контроль уровня полученных знаний и умений;
  • использовать разные педагогические формы – онлайн-уроки, веб-семинары, групповые конференции, экзамены с интерактивным прокторингом и др.
По сути, данные технологические решения позволяют комплексно охватить весь образовательный процесс: от определения целей учебы до контроля за результатами. Поэтому онлайн-учеба может рассматриваться не как дополнение к классическим формам, а как самостоятельная педагогическая среда. Хотя сегодня пока доминируют смешанные форматы, при которых дистанционные методики совмещаются с оффлайновыми.
Также технологии дистанционного образования можно поделить на две большие группы – синхронные и асинхронные. К первому формату относятся коммуникационные методы, при которых ученик и учитель общаются напрямую в режиме реального времени. Ко второму – материалы видео-, аудио-, текстового характера, изучаемые студентом самостоятельно.

История удаленного обучения


Интересно, что так называемое «корреспондентское обучение» начало применяться еще во второй половине 19 столетия. Учебные материалы, а также экзаменационные задания высылались по почте. Изначально такой формат получил развитие в университетах и колледжах Англии, континентальной Европы, США. Люди из разных социальных прослоек, вероисповедания, национальности, места жительства получали доступ пусть и к ограниченным, но достаточно качественным образовательным услугам.
В 20 веке, с массовым развитием радио и телевидения, появились новые возможности. Лекции научно-популярного и специализированного характера стали доступны широкому кругу слушателей. Образовательные программы, фильмы позволяли доносить знания до людей в любых уголках планеты. Но такая форма все-таки оставалась односторонней.
С развитием же современных сетевых технологий удаленное обучение приобрело интерактивный характер. Теперь каждый субъект образовательной среды привносит собственный вклад в процесс учебы. Онлайн-курсы, вебинары для сотрудников, видео-уроки предполагают активное участие всех включенных пользователей.
Последние технологические изменения стали причиной того, что дистанционные форму обучения популярны теперь в самых разных сегментах: школьном, высшем, профессиональном, дополнительном, корпоративном образовании.

Преимущества дистанционных технологий перед очными


Сегодня профессионализм любого сотрудника определяется не только наличием каких-то знаний и умений, но и способностью к непрерывному саморазвитию, образованию. В этом плане технологии дистанционного обучения имеют ряд существенных преимуществ:
  1. Свободный доступ. Где бы не находился ученик или не работал специалист, он может рассчитывать на быстрое получение обучающих материалов и обратную связь с преподавателем, учителем, тренером. Спрос на качественные образовательные услуги сегодня вырос кратно, а онлайн-форматы позволяют его быстро и адекватно удовлетворять.
  2. Самостоятельное планирование. Специалист, которому нужно повысить квалификацию, может выбрать удобное время для прохождения курсов. Это позволяет проходить обучение без отрыва от производства.
  3. Финансовая выгода для предприятий, компаний, бизнеса. Переподготовка и повышение квалификации сотрудников с использованием дистанционных методик избавляет от значительного количества операционных расходов. Нет необходимости нанимать приезжающих тьютеров или платить командировочные своим сотрудникам, не нужно арендовать помещения.
  4. Снятие ограничений по количеству обучающихся. Онлайн-курс ограничен в аудитории только по желанию его правообладателя. К учебе может подключится столько участников, сколько допустит последний. При традиционных формах количество слушателей ограничивалось вместимостью помещений. Теперь же на вебинаре или онлайн экзамене могут присутствовать тысячи пользователей.
  5. Беспрепятственный доступ к учебным материалам. Не нужно посещать библиотеку, архив, методологический кабинет, чтобы найти требуемую информацию. Она сберегается в виртуальной форме и доступна каждому участнику учебного процесса, где бы он ни находился.
  6. Создание подходящей среды для непрерывного образования. Каждый профессионал теперь может получать новые и дополнительные знания, умения, навыки на постоянной основе. то позволяет повышать специализированные компетентности, а значит, и новые карьерные перспективы. В случае изменения конъюнктуры на рынке труда проще получить новые профессиональные навыки и найти работу.
  7. Автоматизация контроля за эффективностью учебного процесса и его результативностью. Для этого сегодня созданы эффективные интерактивные инструменты. Постоянный мониторинг достижений обучающихся позволяет своевременно редактировать план обучения, вводить новые элементы, корректировать цели и задачи.
К последнему пункту относится создание сервисов, обеспечивающих контроль за прозрачностью и честностью проведения экзаменов, контрольных тестов, проверок знаний. Это так называемые платформы прокторинга. Одной из проверенных на территории России является Proctoredu.ru. Как работает данный сервис, можно посмотреть в презентационном видео.