Что такое технологии дистанционного обучения
Традиционно считается, что удаленная учеба представляет собой процесс передачи от учителя учащемуся материалов, пособий, информации на расстоянии. Но современное дистанционное обучение – это нечто большее. Оно включает в себя комплекс технологических, коммуникационных, методических инструментов, которые делают доступной качественную и компетентную образовательную среду.
Технологии дистанционного обучения позволяют решать следующие задачи:
- быстро находить актуальный для студента учебный контент;
- обеспечивать доступ к профессиональным образовательным услугам;
- создавать коммуникативную среду с обязательной обратной связью между обучаемым и обучающим;
- автоматизировать контроль уровня полученных знаний и умений;
- использовать разные педагогические формы – онлайн-уроки, веб-семинары, групповые конференции, экзамены с интерактивным прокторингом и др.
Также технологии дистанционного образования можно поделить на две большие группы – синхронные и асинхронные. К первому формату относятся коммуникационные методы, при которых ученик и учитель общаются напрямую в режиме реального времени. Ко второму – материалы видео-, аудио-, текстового характера, изучаемые студентом самостоятельно.
История удаленного обучения
Интересно, что так называемое «корреспондентское обучение» начало применяться еще во второй половине 19 столетия. Учебные материалы, а также экзаменационные задания высылались по почте. Изначально такой формат получил развитие в университетах и колледжах Англии, континентальной Европы, США. Люди из разных социальных прослоек, вероисповедания, национальности, места жительства получали доступ пусть и к ограниченным, но достаточно качественным образовательным услугам.
В 20 веке, с массовым развитием радио и телевидения, появились новые возможности. Лекции научно-популярного и специализированного характера стали доступны широкому кругу слушателей. Образовательные программы, фильмы позволяли доносить знания до людей в любых уголках планеты. Но такая форма все-таки оставалась односторонней.
С развитием же современных сетевых технологий удаленное обучение приобрело интерактивный характер. Теперь каждый субъект образовательной среды привносит собственный вклад в процесс учебы. Онлайн-курсы, вебинары для сотрудников, видео-уроки предполагают активное участие всех включенных пользователей.
Последние технологические изменения стали причиной того, что дистанционные форму обучения популярны теперь в самых разных сегментах: школьном, высшем, профессиональном, дополнительном, корпоративном образовании.
Преимущества дистанционных технологий перед очными
Сегодня профессионализм любого сотрудника определяется не только наличием каких-то знаний и умений, но и способностью к непрерывному саморазвитию, образованию. В этом плане технологии дистанционного обучения имеют ряд существенных преимуществ:
- Свободный доступ. Где бы не находился ученик или не работал специалист, он может рассчитывать на быстрое получение обучающих материалов и обратную связь с преподавателем, учителем, тренером. Спрос на качественные образовательные услуги сегодня вырос кратно, а онлайн-форматы позволяют его быстро и адекватно удовлетворять.
- Самостоятельное планирование. Специалист, которому нужно повысить квалификацию, может выбрать удобное время для прохождения курсов. Это позволяет проходить обучение без отрыва от производства.
- Финансовая выгода для предприятий, компаний, бизнеса. Переподготовка и повышение квалификации сотрудников с использованием дистанционных методик избавляет от значительного количества операционных расходов. Нет необходимости нанимать приезжающих тьютеров или платить командировочные своим сотрудникам, не нужно арендовать помещения.
- Снятие ограничений по количеству обучающихся. Онлайн-курс ограничен в аудитории только по желанию его правообладателя. К учебе может подключится столько участников, сколько допустит последний. При традиционных формах количество слушателей ограничивалось вместимостью помещений. Теперь же на вебинаре или онлайн экзамене могут присутствовать тысячи пользователей.
- Беспрепятственный доступ к учебным материалам. Не нужно посещать библиотеку, архив, методологический кабинет, чтобы найти требуемую информацию. Она сберегается в виртуальной форме и доступна каждому участнику учебного процесса, где бы он ни находился.
- Создание подходящей среды для непрерывного образования. Каждый профессионал теперь может получать новые и дополнительные знания, умения, навыки на постоянной основе. то позволяет повышать специализированные компетентности, а значит, и новые карьерные перспективы. В случае изменения конъюнктуры на рынке труда проще получить новые профессиональные навыки и найти работу.
- Автоматизация контроля за эффективностью учебного процесса и его результативностью. Для этого сегодня созданы эффективные интерактивные инструменты. Постоянный мониторинг достижений обучающихся позволяет своевременно редактировать план обучения, вводить новые элементы, корректировать цели и задачи.