ProctorEdu
Блог

Почему студенты списывают: мнения преподавателей и учащихся

Списывание в студенческой среде: что думают учащиеся и преподаватели

Списывание — одна из крупнейших проблем как школьного, так и профессионального образования. Шире всего оно распространено в ВУЗах, организациях высшего образования. Проблема комплексная, создает множество проблем как отдельным студентам, так и всей системе профессионального обучения, подрывая доверие к университетам как кузнице высококвалифицированных кадров.

Одна из сложностей, которая не позволяет искоренить списывание как негативное явление — лояльное отношение среды, причем как студенческой, так и преподавательской.

Насколько распространено списывание и чем оно так опасно


Согласно исследованиям российских специалистов из Высшей Школы Экономики, к списыванию в тот или иной момент прибегает до половины студентов высших учебных заведений. Эта катастрофическая цифра подтверждается опросами самих обучающихся, которые признаются в академическом мошенничестве ничуть не смущаясь.

Нечестность наблюдается и при подготовке студенческих научных работ. Процент плагиата также доходит до половины, а по некоторым университетам превышает этот показатель.

Таким образом, к хитростям и нечестным способам прохождения аттестации прибегает до 50% от общей массы обучающихся. Это явление кажется безобидным, но только на первый взгляд. Если изучить последствия списывания подробнее, окажется, что оно провоцирует множество серьезных проблем:

  • Тотальный подрыв доверия к системе высшего профессионального образования. Работодатели косо смотрят на обладателей дипломов, в том числе красных, не зная, можно ли верить результатам аттестации. Образование обесценивается, девальвируется.
  • Подготовка неквалифицированных кадров. Умение списывать дает ровно один навык — мошенничать. Назвать любителей академических уловок профессионалами после выпуска нельзя. Это в лучшем случае недоучки, которые не готовы выполнять обязанности на месте.
  • Общее снижение профессионального уровня выпускников. Если верить исследованию специалистов ВШЭ, примерно половина новоиспеченных специалистов — это мошенники. Ждать от них высокого уровня не стоит, что сказывается на всем рынке труда.
  • Искажение рынка труда. Выпускников масса, а профессионалов — мало. При этом складывается картина, будто бы рынок наводнен кадрами, что приводит к снижению уровня заработной платы и, вслед за этим, мотивации реальных специалистов устраиваться на работу за копейки.
  • Поощрение нечестности. Многие любители списывать продолжают мухлевать и после обучения, находясь на рабочем месте. Это не идет на пользу предприятию или иной организации, куда трудоустроен такой «специалист».

Также снижается общая отдача инвестиций в образовательные организации, а потому и количество желающих вкладываться в обучение снижается. Рынок образование страдает первым. 

К каким хитростям прибегают студенты


В процессе сдачи экзамена студенты прибегают к широкой группе хитростей, методов нечестного прохождения аттестации. Среди форм мошенничества, которые распространены среди обучающихся:

  • Использование классических и электронных шпаргалок. Некоторые готовят их в бумажном виде, другие умудряются пользоваться электроникой, смартфонами и планшетами, особенно, если пользование техникой разрешено на экзамене.
  • Списывание у однокурсников. Использование чужих интеллектуальных наработок является широко распространенной практикой, находится на втором месте среди способов академического мошенничества.
  • Сдача заранее написанного экзаменационного задания. Если предстоящая задача известна заранее.
  • Найм стороннего человека для сдачи тестирования. Особенно широко этот метод распространен среди обучающихся дистанционных отделений. Удаленное образование без достаточного контроля — благодатная почва для всякого рода мошенничества.
  • Использование телекоммуникации для получения правильных ответов. Микронаушники, телефон, по которому студент получает подсказки и прочие подобные же методы.
  • Поиск ответов на тест в сети интернет. Многие преподаватели не стремятся готовить собственные тесты, они используют готовые наработки. Найти ответы на такие тесты не представляет никаких сложностей. Дополнительная работа не требуется. 
  • Поиск информации о билетах. В некоторых случаях студент может узнать, какие билеты представлены на экзамене, как они помечены, имеют ли особые отметки. Готовятся только к тем вопросам, которые собираются вытянуть.

При подготовке студенческих научных работ способов мошенничества не меньше, шире всего применяют следующие методы:

  • Копирование фрагментов чужих научных трудов без указания авторства (частичный плагиат).
  • Копирование всей работы без изменения даже некоторых моментов.
  • Заказ студенческой работы у специализированных организаций. Интересно, но в некоторых случаях преподаватели готовы писать работы сами, принимая от студентов оплату. Такое поведение недопустимо, но преподаватели охотно включаются в мошеннические схемы, желая заработать. 
  • Выдумывание информации. Если недостаточно объема или нет желания проводить глубокую аргументацию.
  • Отказ читать источники, которые представлены в списке литературы: статьи, монографии и пр.

Встречаются и более экзотические методы мошенничества, например, известны случаи, когда подставные люди приходили сдавать экзамены за студентов очной формы обучения, рассчитывая на то, что преподаватель не знает всех в лицо. Но описанные выше распространены шире всего. 

Как к списыванию относятся студенты и преподаватели


Результаты исследований показывают негативную картину как по студентам, так и по преподавателям. Группа специалистов провела социологический опрос среди учащихся и педагогов. Им задавали один и тот же вопрос: как они относятся к академическому мошенничеству, и какое наказание оптимально для нечестных студентов.

За радикальные меры выступило менее процента респондентов. Ни студенты, ни преподаватели не согласны, что за списывание и плагиат необходимо отчислять из университета. Не согласны представители академической среды и с тем, что за списывание нужно ставить неудовлетворительную оценку и отправлять на пересдачу. Только 3% учащихся высказались за такую инициативу. Среди преподавателей за подобную меру высказалось около 20%.

Как считают исследователи, два названных метода могли бы сыграть большую роль в искоренении академической нечестности. Однако сами респонденты, причем с обеих сторон, высказываются за куда более мягкие наказания, они предлагают:

  • снижать итоговую оценку за работу;
  • ограничиваться строгим замечанием.

Некоторые и вовсе предлагают ничего не делать или же затрудняются с ответом. Примерно 16% студентов перекладывают ответственность за нечестность на преподавателей, говоря, что они сами создают условия для списывания.

Отношение учащихся и педагогов к плагиату примерно такое же. Разве что и те, и другие выступают за то, чтобы при обнаружении нечестности, неуникальных фрагментов, отправлять текст на доработку.

Опрос наглядно показывает, что учебный процесс искажен и с той, и с другой сторон. Ответы студентов и преподавателей не зависели от факультета, более того, многие обучающиеся вовсе не стесняясь признаются в мошенничества и нечестном поведении. 

Какие меры необходимы, чтобы искоренить академическую нечестность


Вопрос наказаний и мер по предотвращению списывания, академических хитростей, остается дискуссионным. Исследователи выдвигают ряд мер по превенции мошенничества:

  • жесткий контроль на экзаменах;
  • установка видеокамер в аудитории;
  • рациональная организация учебного плана, чтобы его можно было осилить физически;
  • запрет техники, электроники;
  • иные подходы к проверке знаний: вместо заучивания — проверка понимания;
  • разработка уникальных тестов;
  • использование разных форм контроля;
  • упор на творчество, переработка учебных планов, оптимизация программ;
  • уклон в научность, чтобы ответ нельзя было подсмотреть, приходилось размышлять;
  • отбор в университеты, чтобы поступали только мотивированные студенты;
  • больше времени посвящать практике;
  • поддержание дисциплины на всех уровнях;
  • отсеивание студентов, проявивших негативные наклонности: будь то учащиеся первого года или без пяти минут выпускники;
  • реформирование школьного образования: важно, чтобы школьники не хотели списывать; вариантом решения этого вопроса могла бы стать широкая просветительская работа и система наказаний;
  • мотивация студентов на учебу, получение знаний, а не оценок.

Также такие фундаментальные меры, как борьба с коррупцией, повышение прозрачности процесса аттестации и реформирование всей системы образования.

Организовать контроль на дистанционном обучении сложнее, поскольку нет реального физического контакта преподавателя с аудиторией. Тем не менее, это также возможно. На помощь в деле контроля приходят системы прокторинга, например, ProctorEdu. Она позволяет верифицировать экзаменуемого, отслеживать его поведение, оценивая достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.