ProctorEdu
Блог

Оценка онлайн-прокторинга в качестве перспективы будущего

Онлайн-прокторинг как перспективная технология будущего

После начала пандемии коронавируса в 2020 году многие ВУЗы были вынуждены перевести обучающихся на дистанционное обучение. Стоял вопрос безопасности здоровья и даже жизни учащихся, поэтому были разработаны официальные рекомендации по переводу студентов. После реализации планов по удаленному образовательному процессу, университеты столкнулись с группой трудностей, среди которых наибольшая сложность состояла в невозможности предотвратить академическое мошенничество.

Чтобы не допускать проблем при аттестации, некоторые университеты сдвинули сроки проведения сессии. Другие ВУЗы пошли путем реорганизации процесса обучения. Чтобы исключить или по меньшей мере существенно снизить риски списывания, нечестной сдачи зачетов, экзаменов, использовались системы онлайн-прокторинга. Студентов и преподавателей обучали общим понятиям, принципам работы с системой, после чего переводили обучение на новые принципы.

Пандемия и перемены, связанные с переходом студентов на удаленку, привели к более широкому использованию систем онлайн-прокторинга. Системы используются, чтобы наблюдать за студентами в высших, средних-специальных учебных заведениях. Также к прокторингу прибегают некоторые крупные школы, частные образовательные организации. 

Насколько актуален прокторинг сегодня


Несмотря на то, что пандемия постепенно отступает и уже коронавирусная инфекция не представляет таких опасностей как прежде, рынок онлайн-образования никуда не делся и продолжает стремительно расти. В одной лишь России, по оценкам специалистов, до 2025 года он увеличится почти на 50%. Сюда входят не только частные курсы, но и университеты, средние специальные учебные заведения.

В российской практике прокторинг стал использоваться примерно с 2015 года. Однако его использовали только самые крупные университеты страны, с серьезным именем и репутацией, такие как НИУ ВШЭ и некоторые другие. Более широкое распространение технология контроля получила позже, но даже после начала пандемии количество ВУЗов, готовых внедрять новые подходы к образованию осталось на скромном уровне, около 5%.

После принятия комплексной программы, стратегии цифровизации образования в России, университеты будут постепенно переходить на смешанное обучение студентов. Найдется больше места для информационных технологий, широкого применения новых подходов к обучению. Прокторинг — одна из таких технологий. Поэтому его актуальность будет только увеличиваться, он дает возможности для проведения честной и прозрачной аттестации. 

С другой стороны, прокторинг используется уже сейчас и за пределами учреждений высшего профессионального образования. Помимо университетов и колледжей, можно выделить и другие субъекты, которые пользуются системами наблюдения. Среди таковых:

  • Частные учебные центры. Многие курсы предпочитают экзаменовать своих студентов под присмотром. От этого зависит уровень образования, а отсюда и репутация центра.
  • Курсы повышения квалификации или курсы, направленные на обучение персонала без опыта работы. Процедура тестирования, аттестации в формате онлайн позволяет сэкономить на разъездах новоиспеченных сотрудников, а прокторинг гарантирует достоверность результата.

Прокторинг используется при подборе персонала, если нужно проверить навыки соискателей без личного собеседования. Также системы наблюдения оказывают неоценимую помощь при аттестации действующих сотрудников.

Развитие прокторинга позволяет экономить силы как студентов, сотрудников, так и компаний.   

Задачи и проблемы, которые решает прокторинг


Прокторинг как технология позволяет проводить экзамены, зачеты, аттестацию с минимальным риском нарушений, при обеспечении условий полной прозрачности и валидности результатов. Это основная задача, которую решает система. Если говорить более подробно, прокторинг дает возможность решить следующие вопросы:

  • Верификация личности студента. Проверка проводится с помощью веб-камеры. Студент открывает зачетку, показывает раскрытый документ и свое лицо. Система подтверждает личность участника аттестации и только потом дает доступ к испытанию. 
  • Контроль честности поведения участника аттестации. Система следит, чтобы студент не списывал, не смотрел в конспекты, не полагался на подсказки. Чтобы этого не происходило, системы учитывает звук с микрофона, изображение с камеры. При необходимости в деле участвует живой наблюдатель — проктор.
  • Контроль достоверности результатов. Достоверность определяется по суммарным показателям поведения студента. 

Чтобы процесс аттестации стал еще более прозрачным и точным, прокторинг проводится в нескольких формах. 

  • Синхронной, когда студент сдает экзамен под контролем онлайн-системы и живого администратора, человека. Двойной контроль позволяет сократить вероятность жульничества.
  • Асинхронной, когда в ход идут автоматизированные технологии. Затем, после завершения теста, компьютер сохраняет результаты аттестации в видеоформате со своими пометками. ПРоктор отсматривает материал и делает собственные выводы.

Иногда используют автоматизированные системы. В этом случае участие человека не предусмотрено, интеллектуальное программное обеспечение работает самостоятельно, направляет только отчеты, без видео, возможности просмотреть экран, историю действий студента.

Перспектив и направления развития прокторинга


Учитывая, что в течение будущего времени будет проходить плавный переход университетов на цифровые рельсы, популярность систем проекторинга будет только расти. Не говоря про популярность и востребованность систем среди онлайн-курсов, прочих описанных организаций.

Вопрос остается только за выбором оптимальной системы, функционал которой позволит наблюдать за действиями студентов именно в том объеме, какой требуется. Одна из крупнейших систем прокторинга в России — ProctorEdu. Система предлагает автоматизированный или полуручной прокторинг с участием специалиста. Более подробная информация — в видеопрезентации.