ProctorEdu
Блог

Меры предотвращения академического мошенничества в зарубежных вузах

Как наказывают студентов за академическое мошенничество: зарубежный опыт

Академическая нечестность как важный практический вопрос только-только становится предметом исследования, серьезного изучение в рамках российской педагогической науки. За пределами РФ, в странах континентальной Европы, Великобритании и США этот вопрос решен давно, существует хорошо отработанная системы, которая позволяет внимательно контролировать учащихся, не допуская эпизодов мошенничества. Конечно же, порой случаются эксцессы, но они быстро становятся достоянием общественности, что лишний раз доказывает, что это не рядовая ситуация.

В зарубежных университетах проблема решается двумя способами: профилактическими мерами, а также санкциями за нечестные действия. Такой комплексный подход позволяет свести количество мошеннических эпизодов к минимуму.

О мерах ответственности за академическое мошенничество


Зарубежные университеты, особенно крупные, отличаются высоким уровнем студенческой дисциплины. В основном подобное возможно благодаря проработанной, хорошо продуманной и прозрачной системе правил, которых придерживаются все обучающиеся. Данные о наказаниях сформулированы и зафиксированы в Уставе конкретного университета или колледжа. Планку задают крупнейшие учебные заведения.

Все меры ответственности студентов делятся на несколько категорий. К студентам, совершившим недостойный проступок, применяют 2 типа санкций: морально-этические и правовые. Встречаются и религиозные санкции, но они применяются куда реже, в узком, специфическом кругу обучающихся.

Морально-этические санкции включают несколько типов наказаний:

  • порицание;
  • выговоры;
  • публичное оглашение совершенного поступка.

Эта категория санкций направлена на то, чтобы воздействовать на внутренние морально-нравственные качества студента, вызвать стыд. Такие наказания считаются сравнительно мягкими. Студента могут отстранить от обучения на какое-то время, но не навсегда. Считается, что после такого порицания, учащийся не захочет повторения своего позора. Однако встречаются упертые студенты, которые раз за разом повторяют одни и те же некорректные действия.

Если проступок серьезный или учащийся не желает прислушиваться к администрации учебного заведения, применяют правовые санкции. Они куда более жесткие, зафиксированы в уставах ВУЗов. Среди таких наказаний:

  • Отстранение от учебы на определенный срок. Продолжительность наказания определяется самим университетом или колледжем.
  • Испытательный срок. Студенту дают возможность продолжить учебу, но за ним пристально следят. Любое нарушение правил может стать основанием для более жестких мер.
  • Отчисление из ВУЗа с возможностью повторного поступления в тот же университет или другое учебное заведение.

Известны случаи, когда студентов отчисляли без права получения высшего образования. Однако это единичные ситуации, которые не носили массового характера.

Жесточайшим образом системы образования Европы и Северной Америки борются с нечестным поведением среди молодых ученых. Используются системы антиплагиата, проводится глубокая проверка, ревизия всего написанного в диссертациях. Причем не только формальной стороны, изложения, но и сути исследования, чтобы не упустить банального рерайта. 

За нарушение правил подготовки научно-исследовательской работы некоторых ученых, причем даже высокого уровня: специалистов, чиновников, увольняли. Известны случаи, когда нечестным ученым запрещали заниматься наукой, формально вычеркивая их из профессии. 

Таким образом, в мире приняты суровые меры борьбы с академическим мошенничеством в любом виде. Зарубежные системы образования не отличаются лояльностью, когда речь заходит об обмане.

Как зарубежные вузы предотвращают академическую нечестность


Несмотря на то, что зарубежные университеты относятся к обману очень серьезно, готовы применять жесткие наказания, основной целью была и остается профилактика нарушений. Чтобы не допустить академического мошенничества, различные университеты и колледжи придерживаются принципа «лучше предотвращение, чем наказание».

Чтобы добиться академической честности, применяется группа методов профилактики нарушений:

  • Во-первых, при каждом иностранном ВУЗе разработан и принят документ, который регулирует морально-этическую сторону поведения учащихся. Условно говоря (а в некоторых ВУЗах — и не условно) Кодекс Чести. Он предписывает вести себя достойно, не получать несправедливых преимуществ перед другими обучающимися. Поощряется доносительство, инициатива со стороны студентов. Вопреки возможному представлению, это хорошо работающая и вполне справедливая система, которая направлена на наказание действительно виновных.
  • Во-вторых, широко применяется метод студенческого самоуправления. Например, каждый месяц некоторые ВУЗы назначают одного человека из группы проверять работы на предмет плагиата. И так по кругу, чтобы исключить любые договоренности. Самоуправление включает и наблюдение членов сообщества друг за другом.
  • В-третьих, чтобы не толкать студентов на обман, рационализируются учебные программы, планы. Преподаватели стремятся давать посильную нагрузку, чтобы мотивировать студентов учиться, но не перегружать их.  Этот фактор делает обучение процессом творческим. Явления нечестности встречаются, но намного реже.

Системы жестких наказаний за любые виды мошенничества, а также способов поощрения академической честности, порядочного поведения, дают свои плоды. Зарубежные университеты выпускают действительно умелых специалистов, готовых выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне.

А что в России?


Российская система образования только-только делает первые шаги на пути к практике наказаний за нечестность в студенческой среде. Однако явление превенции и применения санкций нельзя считать массовым. Все же большая часть учащихся и даже преподавателей предпочитает смотреть на проблему сквозь пальцы. Лояльное отношение является тормозом, который не дает развиваться качественному образованию в России. Это понимание только начинает приходить.