ProctorEdu
Блог

Наказание студентов за нарушение учебной дисциплины в российских ВУЗах

Нарушение учебной дисциплины: как наказывают студентов в российских ВУЗах

Нарушение дисциплины среди студентов — широко распространенная практика. Обучающиеся не заботятся о соблюдении правил, идут на все, чтобы удержаться в университете и не потерять свое место. Академическое мошенничество распространено как в колледжах, так и в ВУЗах, имеет примерно одинаковые формы. Оно вредит системы высшего и среднего профессионального образования, сказывается на качестве обучения и квалификации потенциальных кадров.

Нечестное поведение до сих пор остается вопросом дискуссионным. Преподаватели, специалисты по педагогике, социологии, обсуждают, как бороться с нечестным поведением, какие дисциплинарные взыскания применять к нарушителям, однако проработка решений находится в зачаточном состоянии.  

Что такое академическое мошенничество, и насколько оно распространено


Академическое мошенничество — это собирательное название грубых нарушений студенческой дисциплины в университетах и средних-специальных образовательных заведениях. Речь идет о широкой группе действий. Чаще всего студенты прибегают двум характерным видам нарушения правил:

  • Списывание и хитрости, которые применяются на экзаменах, зачетах, при прохождении промежуточной и даже итоговой аттестации.
  • Плагиат. Копирование части чужой академической работы. В некоторых случаях студенты скачивают и передают преподавателю, научному руководителю полный текст чужого труда без изменений или с незначительными, косметическими правками.

Применение обеих хитростей провоцирует массу проблем и прямо противоречит целям образовательного процесса. Согласно исследованиям специалистов высшей школы экономики, списыванием занимается до половины студентов университетов. Плагиат встречается с разной частотой: от 30 до 50%. В некоторых ВУЗах ситуацию еще более катастрофическая, процент неправомерного заимствования достигает 60-70%. 

Есть и другие данные, в основном не усредненные, а опирающиеся на локальные особенности в разных университетах и регионах. Процент списываний может доходить до 60% и выше. При проведении опросов в некоторых университетах только 24% учащихся признавались, что никогда не пользовались шпаргалками. 

Высокий уровень академического мошенничества — проблема глобальная и очень опасная. Как минимум, массовые нарушения студенческой дисциплины, неграмотно выстроенный образовательный процесс приводит к падению доверия общества ко всей системе высшего и среднего профессионального образования. Снижается приток инвестиций в среду, падает квалификация выпускников. Рынок оказывается наводнен специалистами, которые ничего не смыслят в собственной профессии, готовы мошенничать уже на рабочем месте. Это сказывается как на всем рынке труда, экономическом положении государства, так и на действительно умелых и мотивированных профессионалах, которые не могут пробиться из-за засилья  обманщиков.

По названным причинам проблема крайне серьезная, влияет на основы государства, его экономики. Требует оперативного решения и разработки методической базы.

Какие виды академической нечестности существуют, и какие наказания применяются


Виды академической нечестности делятся на несколько категорий. Их много, следует назвать только основные, которые применяют студенты высших, средних заведений и даже школьники. 

  • Пользование обычными и электронными шпаргалками. Обычное списывание было и остается самым популярным способом академического мошенничества. Учебные организации смотря на такие действия студентов сквозь пальцы, относятся к ним без должного порицания. За годы практики порядок списания отработан, создаются все новые методы получения подсказок из подготовленных заранее источников.
  • Получение подсказок с помощью средств телекоммуникации. Это может быть мобильный телефон, смартфон с выходом в сеть или микронаушник. Несмотря на появление широкого спектра дополнительных возможностей, аренда микронаушников все еще процветает.
  • Найм третьих лиц, которые готовы сдавать экзамены или зачеты за самого студента. Практикуется не только при прохождении промежуточной аттестации удаленно, но и для работы в аудитории. Это возможно, если группа большая и экзамен принимает не тот же самый преподаватель, который ведет практические занятия, семинары у отдельных групп.
  • Получение подсказок от соседей, работа в группе над заданиями, которые не предполагают коллективной работы и пр.
  • Получение материалов аттестации до момента самого экзамена или зачета: документов, билетов, принципов ранжирование вопросов и пр.

В случае с подготовкой студенческих научных работ — копирование фрагментов, копирование всей работы без изменений или заказ курсовой, диплома, магистерской диссертации. С некоторой долей условности мошенничеством можно назвать и практику рерайта готовых работ, компиляции чужих исследовательских трудов, что тоже считается нарушением образовательного распорядка. 

Наказания варьируются в зависимости от тяжести проступка. Привлечь студента к ответственности можно только по уставу образовательной организации. Это внутренний нормативный правовой акт. Нормы закона, права не обязуют студента быть кристально честным. Можно привлечь только за плагиат, нарушение интеллектуальной собственности подпадает под статью, но это все равно проблематично и не принято в образовательных кругах.

Наказания используются по усмотрению преподавателей. Могут применяться такие меры воздействия:

  • Устное замечание. В шкале наказаний находится на самом низком уровне. Не предполагает реальных санкций. 
  • Выговор. Предусматривает удаление с занятий, аттестационных мероприятий, выставление неудовлетворительной оценки. 
  • Строгий выговор с вызовом на кафедру или в деканат. Может произвести эффект, если правильно выстроить работу со студентами.
  • Представление к отчислению. Жесткая мера, но отчислять студентов за нарушения дисциплины, мошенничество, пока не принято.

Что касается правонарушений при подготовке академических работ, плагиата, тут возможны другие варианты. Например, полное обнуление работы, обнуление части работы с правом доработки или отказ руководить научной работой. Крайняя мера — все то же отчисление из высшего учебного заведения из-за неуспеваемости и неготовности соблюдать разумные правила, выполнять студенческие обязанности. 

Практика наказаний за академическую нечестность только-только формируется. Теоретики предлагают различные программы, системы ответственности, в том числе для мошенников-работников университетов, но вся эта деятельность находится в зачаточном состоянии. 

Способы борьбы с академическим мошенничеством


Эксперты отмечают: чтобы добиться улучшения качества образования в Российской Федерации, нужно придерживаться не только мер наказания, но и мер профилактики. Как считают многие исследователи, уважительное отношение к правилам нужно воспитывать еще со школы, потому требуется реформирование всей системы образования. Однако это пока теоретические выкладки, предложения. На практике же уже сейчас реализуется сравнительно узкая группа мер:

  • Установка камер видеонаблюдения в аудитории. Позволяет отслеживать действия студентов в день аттестации.
  • Запрет использования электроники на экзамене или зачете.
  • Установка глушащего оборудования, которое не позволяет использовать технику.
  • Использование системы антиплагиата для проверки уникальности и качества проработки материалов научно-исследовательского характера.

В случае, если проводятся удаленные, дистанционные мероприятия, их стараются перевести в формат онлайн-видеоконференции, чтобы ужесточить контроль. Для исключения любых нарушений, применяются системы прокторинга, среди которых можно назвать ProctorEdu. Система позволяет подтвердить личность участника аттестации, проконтролировать его поведение и дать квалифицированную оценку достоверности экзамена или зачета. Более подробная информация представлена в презентации.