О будущем онлайн-прокторинга: проблемы и пути совершенствования работы
Онлайн-прокторинг широко используется в нескольких сферах обучения. Применение контролирующего программного обеспечения дает возможность обеспечить честные, прозрачные условия образовательного процесса. Контроль не позволяет прибегать к академическому мошенничеству, нечестным способам сдачи экзаменов и зачетов. При этом, несмотря на все преимущества, системы контроля были и остаются несовершенными, требующими доработки. Студенты и преподаватели, а также сами разработчики указывают на сложности, которые возникают на практике.
Из-за функциональных особенностей, недостатков систем прокторинга, многие университеты относятся к ним недоверчиво. Однако это нормальное явление, учитывая, что технология стала внедряться сравнительно недавно. В крупных ВУЗах — с 2015 года, в значительной части университетов — с 2020 года, после начала коронавирусной пандемии.
Как отмечают эксперты, технология будет постепенно совершенствоваться.
В чем недостатки систем прокторинга
Программное обеспечение, которое призвано наблюдать за соблюдением правил, честным проведением экзамена, имеет несколько недостатков.
Первый — возможные технические сложности и проблемы. Студенты по всей России сообщали о нарушениях, которые они не совершали, при этом понятия и требования учащиеся хорошо знали. Система оповещала проктора и самого учащегося, что он списывает. Доказать непричастность к академическому мошенничеству удается не всегда. Известно несколько случаев, когда на базе анализа автоматической системы, студента отчисляли, поскольку он якобы списывал.
С другой стороны, процедура сдачи экзаменов, зачетов нередко сопровождалась техническими сбоями, проблемами со стороны программы. В некоторых случаях прокторинг отказывался нормально работать из-за недостаточного освещения или малой мощности компьютера. Все это говорит, что прокторинг как технология, хотя и позволяет сделать процесс более прозрачным, требует доработки.
Вторая весомая проблема — вероятность нарушения конфиденциальности. Для успешной реализации прокторинга требуется, чтобы данные студентов надежно охранялись. Иначе персональная информация, записи с камер могут утечь злоумышленникам. Современные системы прокторинга следят, чтобы процесс был безопасным, однако есть риск нарушений со стороны персонала университета.
В России проблема конфиденциальности и целости персональных данных начала волновать людей сравнительно недавно, когда ВУЗы начали внедрять дистанционные технологии.
Третья проблема не так очевидна, на первый взгляд — дискриминация студентов с инвалидностью. Система диктует жесткие условия пользования. Обучающиеся не имеют права слишком надолго отводить глаза. Как в таком случае быть лицам с параличами, тремором, нарушениями зрения? Есть и другие подобные же вопросы. Решать их предстоит в ходе серьезной проработки существующих сейчас технологий.
Специалисты ожидают, что прокторинг будет использоваться не как единственное решение проблемы академической нечестности, а в комплексе с дополнительными мерами.
Почему необходимо использовать системы онлайн-прокторинга
Использовать онлайн-проекторинг нужно, поскольку он позволяет решить несколько проблем образовательного процесса с применением дистанционных технологий. Так, благодаря программному обеспечению, появляется возможность:
- Идентификации личности студента, который проходит испытания. Излюбленная техника любителей списывать и мошенничать — ставить для прохождения тестирования третьих лиц, которые за определенные деньги готовы пройти аттестацию. Перед прохождением аттестации студенты показывают себя вместе с раскрытой зачеткой, демонстрируя изображение перед веб-камерой. Благодаря этому появляется возможность верифицировать человека.
- Тщательный контроль поведения во время испытаний. Наблюдать призван администратор, а также автоматическая система, запрограммированная в структуре ПО, установленного на компьютере. Любые подозрительные действия вносятся в журнал, о них становится известно проверяющему, который на первый раз может сделать замечание, а затем принять более радикальные меры.
- Исследование результатов, оценка их достоверности. Именно прокторинг дает возможность изучить, насколько точны результаты испытания. Если студент сдавал предмет сам, это будет видно.
Использование прокторинга в учебных целях призвано достичь 5 глобальных целей:
- Постепенное развитие искусственного интеллекта. Он необходим, чтобы распознавать личность студента без ошибок, делать выводы, что происходит на записи с веб-камеры и пр.
- Повышение общего качества образования. Не в конкретном учебном заведении, а в целом. Зная, что за ним будет смотреть система, а также наблюдатель-человек, студент в любом случае будет готовиться, получить знания, штудировать литературу или конспекты для сдачи теста. Отсюда другая цель.
- Подготовка специалистов высокого уровня, обладающих достаточной квалификацией. Это помощь образовательной системе и рынку труда.
- Справедливость при распределении возможностей. Списывающие обладают несправедливым преимуществом. В то же время, честные студенты могут допускать ошибки, что рассматривается как меньшая успеваемость. Прокторинг уравнивает условия, не позволяя получать необоснованных преимуществ.
- Ускорение цифровизации и развитие технологической инфраструктуры.
Эти цели постепенно решаются, но до конца, до достижения результата пока довольно далеко.
О совершенствовании работы прокторинга
Все больше университетов понимают, что прокторинг — необходимая мера. Без него не может быть цифровизации образования, перевода его на новые рельсы. В то же время, системы наблюдения пока далеки от совершенства, они нуждаются в доработке. Есть несколько направлений, которыми занимаются специалисты:
- Упрощение интерфейса.
- Совершенствование системы искусственного интеллекта.
- Обеспечение защиты данных.
- Снижение затрат на реализацию со стороны университетов.
- Учет индивидуальных особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая темпы, с которыми двигается работа, понимание проблем, можно рассчитывать, что в скором времени все они будут решены.