Как создать онлайн-тест: руководство по разработке
Образовательный процесс организуется в соответствии с потребностями обучения. Большую роль играет разнообразие способов проверки знаний, аттестации студентов. Тестирование — один из популярных форматов оценки уровня учеников. Оно позволяет быстро и в унифицированном порядке проверить знания множества студентов, без потери времени и траты лишних сил. Однако не все разделяют такое мнение, тесты считаются неполноценным форматом проверки знаний, потому как ученик может угадать ответ и получить оценку случайно.
На самом деле, это заблуждение. Вопрос не в формате, а в качестве проверочных материалов. Хорошо составленный тест позволит объективно исследовать, насколько усвоена информация. Чтобы результат был достоверным, важно ответственно подойти к составлению теста.
Онлайн-тест: что это такое
Онлайн-тест представляет собой одну из форм проверки знаний студентов, учащихся школ, средних специальных учебных заведений, ВУЗов, онлайн-организаций дополнительного образования. Конструкция теста стандартная: вопрос и варианты ответа. Студент выбирает один или несколько, в зависимости от того, как организовано тестирование.
Все реже используются средства проверки на бумажном носителе. В современной образовательной практике широко распространены электронные инструменты, сервисы, которые предоставляют удаленный доступ и проверяют результаты в автоматическом формате. Благодаря унифицированной, простой и интуитивно понятной платформе, можно оперативно и эффективно оценить знания, легко проверить качество усвоения информации. Хотя тесты могут использоваться не только в аттестационных,но и в обучающих целях.
Виды тестов
Тесты разграничивают по цели проведения. Можно выделить два вида: обучающие и аттестационные тесты.
Обучающие тесты используются не так широко, однако набирают популярность как дополнительный путь усвоения знаний и информации. Суть в том, чтобы акцентировать внимание обучающегося на тех или иных сведениях, закрепить материал. Если студент допускает ошибку, программный помощник указывает на проблему и, в идеале, разъясняет, почему ответ неверный, какой нужно было выбрать. Такие тесты требуют не только составления правильных вопросов, но и грамотного информационно-методического сопровождения. Преподаватель и по совместительству создатель теста должен подумать над обучающей составляющей каждого вопроса.
Аттестационные тесты — классика жанра. Они позволяют проверить знания студента, проводятся как промежуточные методы аттестации (вместе или вместо контрольных и пр.). Также могут проводиться в конце курса, как способ аттестации. Аттестационные тесты используются шире всего, но обычно не изолированно, а в системе с другими методиками и формами учебной работы.
В тестировании используются вопросы разных типов: на запоминание, понимание, применение. Каждый ориентируется на разные уровни мыслительной работы, интеллектуальной активности. В некоторых случаях разработчики составляют монотесты, которые состоят из вопросов одного типа. Но, как показывает практика, лучшее решение — создавать опросы на базе разных типов вопросов.
Общий порядок составления тестов
На первый взгляд, составить тест кажется делом простым. На самом деле как раз из-за такого безответственного отношения тестирование часто оказывается игрой в угадайку, бессмысленным мероприятием, которое только путает студента и вводит в заблуждение преподавателя. Педагог думает, что его ученики обладают достаточными знаниями.
При составлении теста рекомендуется использовать различные типы вопросов. Все они составляются по одинаковой схеме.
Сначала необходимо поставить конкретную задачу. Это может быть вопрос «в лоб», казус (конкретная смоделированная ситуация) или что-то другое. Готовый вопрос должен быть предельно конкретным, однозначным и понятным, чтобы не вызывать у студента путаницы и непонимания.
Далее составитель готовит правильный ответ. Задача такая же — не допустить двусмысленности или сомнений. Ответ должен быть однозначным, подходящим к конкретному вопросу.
На третьем этапе разработчик готовит неправильные ответы или дистракторы. Составлять их можно по-разному: действовать от противного, предлагая полностью неправильный вариант, готовить ответы, которые верны только наполовину. Единого рецепта нет, все зависит от того, что хочет получить преподаватель, какие знания он надеется проверить и пр.
Каких правил нужно придерживаться при составлении тестов
При составлении тестов нужно тщательно продумать всю структуру. Тестирование — один из самых сложных форматов в плане методических подходов, разработки, поскольку нужно учитывать множество нюансов. В противном случае достоверность результата окажется нулевой. Есть две категории правил, которые следует придерживаться.
Правила составления вопросов
Можно выделить 5 принципов:
- Существенность информации. Важно, чтобы тестирование помогало проверять или закреплять знания крупного пласта действительно важной информации. Все второстепенное и несущественное нужно отсекать.
- Простота языка. Не нужно перегружать вопрос сложными терминами, длинными предложениями и второстепенными речевыми конструкциями. Только предельная точность.
- Однозначность. Важно, чтобы вопросы были точными, четкими. Двусмысленность, разные толкования названий, терминов исключены.
- Минимум отрицаний. Они могут пройти мимо взгляда, остаться вне поля зрения студента, а это прямой путь к ошибке. Если отрицание все же необходимо, его выделяют заглавными буквами, например «НЕ», «НЕТ» и т.д.
- Отсутствие неумышленной помощи. Вопросы нужно строить так, чтобы вытянуть ответ из них было невозможно.
Виды вопросов можно и нужно чередовать: с одним правильным ответом, с несколькими и т.д.
Составление ответов
При составлении ответов нужно придерживаться схожих принципов, среди них:
- Однотипность. Все ответы к конкретному вопросу должны выглядеть одинаково.
- Адекватность и правдоподобие дистракторов. Не стоит представлять студенту откровенно бредовые ответы, которые не могут рассматриваться как правдоподобные.
- Соответствие знаниям. Пользователь, студент должен отвечать в пределах полученных знаний. Выходить за программу не стоит.
- Обоснованность. Вытекает из предыдущего пункта. Дистракторы должны быть такими, чтобы студент мог обосновать, почему они неправильные. Использовать спорные, дискуссионные положения, варианты ответов нельзя.
- Количество ответов. Должно быть равно 4-6.
- Случайный порядок ответов. Чтобы не было никакой системы, иначе тестирование превратится в соревнование, кто кого обманет.
- Отсутствие подсказок и обобщений. Так преподаватель будет уверен, что получит верный, однозначный результат.
- Отсутствие одинаковых фраз.
Для лучшей проверки знаний стоит добавлять вопросы разного характера, формата.
Программы для разработки тестов
Бумажные тесты используются все реже. Им на смену пришли удобные конструкторы, которые позволяют организовать тестирование прямо на сайте, просто распространив ссылку среди студентов. Учащемуся достаточно нажать несколько кнопок, как и преподавателю, который составляет работу.
Один из вариантов организации тестирования — платформа Unicraft. Есть и более простые, доступные аналоги. Например, Гугл-документы, которые предлагают создать тесты-опросники, пусть и не такие удобные, как профессиональные средства. Хотя решение от Google обладает необходимыми настройками, позволяет быстро создать тест, провести оценку и выставить итоговый балл каждому участнику.
Основные этапы создания теста
Резюмируя все сказанное в этой статье, можно привести такой пошаговый алгоритм создания теста:
- Определение цели тестирования: проверка знаний или обучение.
- Разработка структуры тестирования: количество, типы и последовательность вопросов.
- Формулирование конкретных вопросов и ответов.
- Выбор платформы, ресурса для организации онлайн-тестирования.
Далее все зависит от того, в каком формате будет проводиться проверка. Самый простой способ отправить студентам на почту или в группу в соцсети, мессенджере ссылку, по которой обучающиеся будут переходить и сдавать тест. Результаты оформляются в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
Как повысить эффективность и достоверность тестов
Главный способ повышения достоверности теста — правильно составленные вопросы. Важно разрабатывать их собственными силами. Если хотя бы в минимальной мере положиться на готовые решения из сети, с большой вероятностью к ним можно найти готовые ответы. Студенты, особенно без контроля со стороны, обязательно воспользуются этим способом и полезут в поисковик.
Второй метод — наблюдение за обучающимися. Не обязательно в аудитории. Организация контроля в режиме реального времени возможна и с помощью средств видеосвязи, групповой конференции. С другой стороны, встает вопрос оценки поведения. Многие готовы идти на хитрость даже перед преподавателем, а если группа большая, уследить за всеми просто невозможно. Но выход из ситуации есть.
Чтобы организовать контроль на онлайн-мероприятии, рекомендуется использовать системы прокторинга. Например, ProctorEdu. Программный комплекс автоматически оценивает поведение студентов, достоверность результатов аттестации. Более подробная информация представлена в видеопрезентации.