ProctorEdu
Блог

Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России

О цифровой трансформации российских университетов: проблемы, решения и возможности

Цифровизация университетов представляет собой процесс перехода образовательной организации на принципы смешанного обучения с применением широкого спектра информационных технологий. В таких условиях часть обучения неизбежно переходит на удаленку, используются новые методы освоения навыков, знаний, формы аттестации в высшей школе.

Пандемия коронавируса, ворвавшаяся в жизнь в 2020 году, показала, что многие российские университеты не готовы к масштабной цифровизации, несмотря на то, что процесс идет давно. Также выяснилось, что разные ВУЗы по-разному подходят к этому делу, а также стало понятно, что многие организации не имеют достаточного финансирования. Одно дело, когда цифровизацию проводит крупный московский университет, совсем другое — региональный ВУЗ со скромными возможностями.

Несмотря на выявленные трудности, проблемы, пандемия дала толчок для дальнейшей цифровой трансформации высшего профессионального образования в России. Однако очень многие вопросы сегодня только предстоит решить. Это вопрос не одного года плотной деятельности. Дискуссиям посвящены многочисленные конференции, круглые столы. За работу взялись и центральные органы власти, ответственные за регулирование образовательного процесса, стандартизацию.

Какие проблемы возникают у ВУЗов в процессе цифровизации


Цифровизация как перевод обучения, образовательного процесса на новые рельсы с применением иных технологических решений, создает немало сложностей как центральным органам власти, которые занимаются разработкой методической базы, так и специалистам на местах: от ректора до методистов. 

Процесс перевода образования на цифровые основы, расширение возможностей для освоения образовательных программ, создает как минимум 4 сложности, с которыми приходится бороться.

Первая — отсутствие внятного режима обучения или, говоря точнее, ненормированный рабочий график сотрудников образовательных организаций. Как отмечают преподаватели учебных заведений, они тратят много времени на вопрос студентов. Это действительно так. Образовательный процесс в условиях цифровой среды позволяет учиться в любой момент: утром, глубоко ночью, в выходные, в пути или в специально отведенное для этого время.

Независимо от графика обучающегося, у него могут возникнуть вопросы, и это нормально, поскольку одна из задач цифровизированного образования — подстегивать инициативу учеников.

Ответить на возникающие вопросы может один человек — преподаватель. Однако студент может задать свои вопросы в любой момент, без этого он не способен продолжать освоение программы. Получается, что преподаватель вынужден находиться на связи почти в круглосуточном режиме. Учитывая количество учащихся, это непросто. Стратегии цифровизации образования требуют учета этого момента.

Сейчас нагрузку перекладывают на педагогов, но решение неправильное. Специалисты справедливо полагают, что нужно четкое регулирование режима работы преподавателей. Важно подобрать компромиссный вариант, который устроит и педагогов, и студентов.

Второй момент — коммуникационный и репутационный риск. С одной стороны, создание онлайн-контента позволяет разработать качественные обучающие и методические материалы, которые будут доступны ученикам в режиме 24/7 из любой точки планеты. С другой стороны, преподаватель, подошедший к вопросу создания материалов недостаточно ответственно, рискует выставить себя на посмешище. Неудачная фраза, слово, высказывание могут стать предметом шуток, мемов и карикатур. Это скажется на репутации специалиста.

Решение одно — разрабатывать материалы вдумчиво, взвешивая каждое слово. Это позволит избежать ненужных рисков и проблем. 

Третий вызов, с которыми сталкиваются университеты — особенности интеграции с системами прокторинга. Сфера онлайн-образования постепенно переходит на гибридные, смешанные принципы. Это означает, что на полную удаленку отдают только часть нагрузки. Системы, проверяющие качество аттестации, ее достоверность, могут быть недостаточно совершенны. В таком случае высока вероятность, что результат будет несправедливо признан недостоверным. Студенты жалуются, что их необоснованно обвиняют в списывании, получении подсказок.

Решение — выбор системы прокторинга, которая будет объективна и достаточно чувствительна и интеллектуальна, чтобы делать правильные выводы. Среди таковых можно отметить ProctorEdu. Система прокторинга работает как в автоматическом, так и полуручном режиме, позволяет повысить достоверность результатов без рисков необъективного обвинения. Более подробная информация представлена в презентации

Что такое стратегия цифровизации высшего образования


Стратегия национальной цифровизации университетов — это документ, разработанный Минобрнауки. Он регламентирует цели, задачи, результаты, методы и примерные направления деятельности. Программа рассчитана до 2030 года. 

Стратегия включает в себя несколько направлений или треков:

  • развитие цифровых сервисов;
  • создание архитектуры цифровизации, трансформации университетов;
  • модернизация, совершенствование существующей инфраструктуры;
  • управление данными;
  • управление кадрами и кадровым потенциалом.

Как отмечают эксперты, все эти направления проблемные и требуют напряжения сил ВУЗов и всего общества. Предстоит серьезная работа.

Как происходит цифровизация университетов России


Цифровизация включает в себя несколько сфер и направлений деятельности, которые отличаются по характеру и сложности реализации.

  • Разработка технических решений.
  • Работа по подготовке педагогических кадров, переподготовке в новых условиях.
  • Смена бизнес-моделей, процессов в высшем образовании.
  • Просветительская работа среди студентов.
  • Унификация образовательного процесса в российских университетах. 

Технические решения — первый необходимый шаг на пути к изменению подхода, но не единственный. Широко используются системы дистанционного образования или LMS, закупается специализированное оборудование, которое повышает наглядность обучения. Все чаще применяются системы прокторинга, их использование позволяет снизить риски списывания и академического мошенничества в целом. Новый подход включает как общее повышение контроля за образовательным процессом, так и повышение его гибкости.

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров — необходимое условие понимания новых реалий образовательного процесса. Повышая свой уровень, преподаватели получают должные знаний, навыки работы в цифровой среде, управления образованием.

Смена бизнес-моделей касается не только курсов, частных образовательных организаций, но и ВУЗов в той части, в какой это касается коммерческой части обучения. Сюда же входит привлечение инвестиций.

Просветительская работа требуется, чтобы создать современную образовательную среду, снять все вопросы обучающихся, обозначить новые принципы учебы и помочь развитию необходимых новых навыков: работы в команде и пр.

Последний метод — унификация образования. Под этим термином понимается приведение образовательного процесса в единый, стандартный вид. Без достижения этой цели невозможно создать единое пространство обучения на территории всей страны.

Цифровизация постепенно затрагивает и научную область. Применение инновационных методов обучения позволяет повысить уровень потенциальных и действующих кадров, которые могут стать основой экономики и способствовать ее стремительному развитию.