ProctorEdu
Блог

Высшее образование в России: качество приема в вузы

Отечественное образование в целом и высшее в частности претерпело существенные изменения в период 2020-2021 годов. Это было связано с многочисленными ограничениями, привнесенными в нашу жизнь глобальной пандемией. Многие эксперты прогнозировали существенное снижение качества образования в России и мире. Но оно не произошло. Как отечественные школы и вузы минимизировали негативные последствия пандемии? Что случилось за последние два года с качеством приема в российские высшие учебные заведения?

Новые реалии высшего образования


В 2020 году у всех были надежды, что ограничения из-за пандемии будут быстро сняты. Но в 2021 уже сложилось понимание, что образовательная среда начинает жить в принципиально новой реальности. Стали активно вводится новые методики обучения, проверки и контроля знаний, итоговых аттестаций. Дистанционные практики учебы превратились в неотъемлемый элемент образования на всех уровнях.
В связи с новыми реалиями ярко выделился и ряд взаимосвязанных тенденций:
  1. Широкое распространение дистанционных и гибридных форм обучения. Даже в школах и вузовских отделениях, где основной формой учебы осталась очная, используются многие удаленные форматы. А многие курсы и целые бакалаврские программы были переведены на дистанционку полностью. При этом данная тенденция характерна как крупным, центральным университетам, так и местным, региональным научно-образовательным учреждениям.
  2. Повышение уровня доступа к услугам высшего образования для абитуриентов из разных регионов. Большое количество онлайн-курсов, возможность учиться на дистанционке открывает путь тем, кто сомневался, стоит ли ехать в другой город, отрываться от семьи, привычной домашней обстановки. Теперь у студента есть возможность получить диплом на удаленке, что подходит многим молодым людям.
  3. Привлечение качественных научно-педагогических кадров в региональные вузы. Не только учащиеся, но и преподаватели могут находиться вне стен университета и даже в других городах, но при этом читать лекции, проводить семинары и практикумы по интернету. Это позволяет вузам из небольших городов приглашать авторитетных профессоров, лекторов, ученых.
Не менее широко внедряются интернет-технологии и для обеспечения образовательного процесса в средней школе. Учителя проводят онлайн-уроки, ученики сдают экзамены на удаленке. Все это отражается на уровне среднего образования, а значит, и на качестве приема в отечественные вузы.

Критерии и методики оценки качества приема в российские вузы


Остановимся на том, что такое качество приема в высшие учебные заведения и по каким методикам оно оценивается. Здесь подразумевается уровень подготовки абитуриентов, которые поступили на первый курс в университеты. Ключевые критерии оценки такого качества:
  • средний балл абитуриентов по итогам ЕГЭ;
  • количество поступивших победителей и призеров олимпиад;
  • сравнительная динамика указанных показателей по годам.
Оценивание качества поступивших абитуриентов уже имеет определенные традиции и наработки. Оно проводится регулярно с 2010 года. В последние годы измерительными процедурами и анализом занимаются эксперты Национального исследовательского института «Высшая школа экономики».
Результатом такого мониторинга становится комплексная оценка образовательной среды в стране. Оценивается не только качество подготовки абитуриентов в средних школах. Полученные результаты позволяют выявить наиболее престижные и популярные университеты, тем самым являясь дополнительным рейтингом отечественных вузов.

Что с качеством приема на бюджет: примечательные тенденции


Самый заметный показатель в исследовании качества приема на бюджетные места – снижение среднего балла ЕГЭ у поступившись в среднем по стране. Но не стоит делать скоропалительных выводов о том, что из-за пандемии и массового перехода на дистанционные формы учебы упал уровень знаний абитуриентов. Да, такое снижение наблюдается впервые за десятилетие, но данная проблема имеет и вполне объективные причины.
Первая тенденция – существенно возросло общее количество первокурсников, принятых на бюджетной основе по стране на 9.1%. При этом большинство дополнительных мест припало не на центральные крупные университеты, а на региональные учебные заведения, в которых конкурс ниже. Не удивительно, что произошло некоторое понижение среднего балла принятых учащихся по ЕГЭ – с 70.8 в 2020 до 70.3 в 2021.
При этом в Москве и Санкт-Петербурге, а также в этих областях, сохранилась тенденция к возрастанию среднего балла ЕГЭ принятых на бюджет абитуриентов. Поэтому второй тенденцией остается сохранение высокого качества приема в центральных, наиболее авторитетных и популярных вузах страны.
Связь двух упомянутых трендов, позволяет сделать вывод о том, что общий уровень качества среднего образования остался стабильным, несмотря на существенные изменения, привнесенные пандемией. Школы смогли найти эффективные инструменты восполнения отсутствия возможности учиться традиционными способами.
В большинстве случаев вполне удачным решением становилось применение современных технологий дистанционного обучения. Были сомнения, смогут ли школьники адекватно усваивать знания онлайн. Еще больше вопросов возникало о честности обучающихся в плане дистанционного выполнения тестовых, контрольных, экзаменационных заданий.
Но современные технологии интерактивного общения и обучения позволяют обеспечить строгий контроль за удаленным выполнением учебных задач и сдачей экзаменов. Такие платформы, как ProctorEdu.ru обеспечивают прозрачность и честность выполнения тестовых учебных заданий. Как происходит такого рода контроль, можно посмотреть на демонстрационном видео по ссылке.
Таким образом, некорректно говорить о том, что к общему снижению качества приема на бюджетные места привел переход на гибридные технологии школьного образования. Применяемые дистанционные формы не ведут к тотальному снижению уровня получаемых знаний школьниками. Общий балл ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места, стал ниже скорее по демографическим и административным причинам.
Более того, многие эксперты отметили рост средних баллов ЕГЭ абитуриентов, поступивших в престижные и авторитетные университеты. По мнению ученых, занимающихся анализом отечественной образовательной среды, данная тенденция свидетельствует о росте среди молодежи моды на учебу. Применение эффективных дистанционных практик обучения позволяет талантливым юношам и девушкам реализовывать свой познавательный и творческий потенциал.

Что с приемом на платные отделения


Качество приема на платные отделения показало в предыдущие два года стабильный рост. Средний балл в целом по стране вырос на 0.4%, если сравнивать 2021 и 2020 годы. При этом рост приблизительно одинаков как в центральных крупных университетах, так и по регионам.
Это тоже свидетельствует о повышении качества знаний выпускников, считают эксперты. Такой вывод они делают на том основании, что абитуриенты со сравнительно высокими баллами ЕГЭ не проходят конкурсы на популярные специальности и факультеты на бюджетные места. При этом молодые люди все же предпочитают учиться на выбранных направлениях. пусть и на платной основе.
В последние пять-шесть лет, как свидетельствует статистика, все больше российских семей готовы оплачивать качественное высшее образование для молодежи. Родители предпочитают поддержать ребенка финансово, но отправить в хороший вуз и на специальность, о которой мечтает выпускник школы.
Эта тенденция сохранилась в 2020-2021 годах, несмотря на то, что высшие учебные заведения вернулись к свободному ценообразованию на свои услуги. В среднем стоимость получения платного высшего образования в стране повысилась на 10-17%. Это не отпугнуло абитуриентов и их родителей. Имея достаточно высокие баллы ЕГЭ, чтобы поступить на другие специальности на бюджет, они предпочитают идти на платные места, но по желаемой специализации.
В дальнейшем, по прогнозам исследователей, это скажется и на повышении профессиональных компетентностей выпускаемых из университетов специалистов. Таким образом, образовательная вузовская среда растет качественно. И в рамках этой тенденции существенную роль продолжают играть внедряемые технологии и инструменты дистанционного обучения.
Теперь студент может не переезжать в другой город, чтобы учиться на факультете, о котором он давно мечтал. Не только лекции, семинары, практикумы проводятся в режиме онлайн. Интерактивные системы прокторинга, например, ProctorEdu.ru, позволяют прозрачно и честно проводить удаленные экзамены, тестирования, зачеты.

Интересные факты по университетам


В завершении приведем несколько интересных сведений о качестве и специфике приема в некоторые известные университеты страны:
  1. Самый высокий средний балл ЕГЭ оказался у абитуриентов Иннополиса. Даже на платные места он превысил показатель 90. Правда, бюджетных мест в данном университете всего около 20-и.
  2. Московский физико-технологический институт – стабильно лидирует по качеству принимаемых первокурсников на бюджетные места. Средний балл – выше 97.
  3. Самая высокая стоимость обучения в МГИМО. В среднем студенты платных отделений должны оплатить за обучение около 595 тысяч рублей.
Каждый абитуриент выбирает университет, оценивая свои финансовые возможности, желание учиться, полученный на выпускных экзаменах балл. Но в условиях, когда все активнее применяются дистанционные образовательные инструменты, качественные услуги вузов становятся более доступными.