ProctorEdu
Блог

Влияние рынка труда на отношение студентов к учебе

Как рынок труда влияет на отношение студентов к учебе

Отношение студентов к учебе определяется целями, мотивацией, а также внешними факторами, такими как количество свободного времени, дополнительная нагрузка: семья, быт и, часто — работа. Нередко необходимость совмещать профессиональную деятельность с получением образования не идет на пользу обучению, сказывается на успеваемости, в некоторых случаях — заканчивается отчислением. Найти тонкую грань между учебой и работой могут не все студенты, даже если это профессиональная деятельность по специальности.

В какой момент студенты начинают работать


Студенты начинают работать, когда у них появляется потребность в трудовой деятельности для заработка, получения опыта, представления о выбранной специальности и т.д. В какой именно момент начинается профессиональная активность — зависит от категории российского студента.

Обучающиеся заочной формы, как и очно-заочники (учащиеся вечерних отделений) начинают трудиться с первого-второго года. Нередко к моменту поступления в университет они уже трудоустроены. Подавляющее большинство (более 90%) работают по специальности или по близкородственному направлению деятельности. Получение высшего образования — шанс занять более высокую должность, повысить квалификацию или расширить сферу профессиональной компетенции, взяться за новые объекты деятельности.

Очники, которые, как правило, намного моложе очно-заочников и учащихся заочного отделения, имеют иной мотив и трудоустраиваются ради достижения нескольких целей:

  • Желание получать деньги. Материальные трудности толкают учащихся на трудоустройство. Как правило, на неквалифицированные работы, которые не требуют никаких знаний. Большой пользы от такой активности нет.
  • Желание получить представление о будущей профессии. Практика при ВУЗе не дает точного представления, что собой представляет та или иная профессия. Работа в полевых условиях позволяет ознакомиться с обязанностями, условиями занятости и прочими моментами.
  • Желание получить профессиональный опыт. Речь идет о совмещении образовательного процесса и развитии на профессиональном поприще. Это логичная и хорошая стратегия, которая позволит повысить конкурентоспособность выпускника.

Влияние работы на учебный процесс зависит от места работы, мотивации, момента начала профессиональной активности и прочих факторов.

Какой процент обучающихся работает по специальности


Если верить исследованиям авторов Высшей Школы Экономики, примерно половина молодежи совмещает очную форму обучения и трудоустройство. Есть данные, что работает до 60-65% студентов. На базе того же анализа получается, что по специальности работает около 40% обучающихся, то есть минимальное количество потенциальных кадров высокого уровня.

У такого подхода, когда студенты предпочитают неквалифицированный труд, есть несколько проблемных аспектов:

  • Снижение успеваемости. Обычно работать на неквалифицированные позиции идут ради денег, также часто такие трудовые места предполагают почасовую оплату. А значит ради более-менее серьезного заработка придется тратить больше времени, что гарантированно скажется на качестве обучения, успеваемости.
  • Отсутствие реального опыта. В то время как сокурсники обучаются и получают профессиональный, практический опыт, становятся конкурентоспособными специалистами, работающие не по специальности не получают дополнительных преимуществ. В условиях современной экономики им будет труднее строить карьеру, по крайней мере на начальном этапе. 
  • Снижение мотивации. В том числе по причине банальной усталости. Эта проблема является одной из ключевых, поскольку ресурс человеческой психики даже в молодом возрасте существенно ограничен. В конечном итоге, если усердствовать, возможно снижение качества жизни. Не удовлетворяется потребность во сне, из-за чего возможны проблемы со здоровьем.

Работа может быть разной, профессиональная деятельность по специальности не влияет на отношение к учебе или повышает мотивацию на дальнейшее развитие рабочих навыков, качество обучения. С другой стороны труд не по специальности, тяжелая, неквалифицированная работа может улучшить экономическое положение студента, но мотивация падает из-за усталости и невозможности нормального совмещения.  

Совмещение учебы и профессиональной деятельности: в чем особенности


Ключевая особенность — это нехватка времени, причем не только на личные дела, досуг, но и на учебу. Поэтому многие студенты вынуждены выходить из положения. В ход идут разные решения:

  • частичная занятость;
  • удаленная работа;
  • гибкий график труда.

Другая особенность — необходимость четкого дозирования нагрузки, развития самодисциплины, чтобы не допустить проблем на работе, по учебе и заболеваний из-за недосыпа. 

Особенностью можно назвать и тот факт, что работа для многих — жизненная необходимость. Стипендии, даже социальной, повышенной, недостаточно для нормальной жизни, особенно, если нет поддержки от родителей. Подработка становится единственным вариантом обеспечения материального благополучия.

Как сохранить мотивацию и результаты при совмещении работы и учебы


Чтобы сохранить высокую мотивацию, не допустить изменения со стороны успеваемости, важно придерживаться нескольких правил.

Первое правило касается момента начала работы. Идеальное время — лето. Занятий нет, нагрузка минимальная (досдать хвосты по студенческим предметам, закрыть вопросы по ознакомительной или иной практике). Можно спокойно работать, знакомиться с трудовыми, профессиональными обязанностями. Затем, если останется такое желание, можно продолжить активность в том же или сокращенном виде уже после начала нового учебного года.

Второе правило — выбор правильного места работы. Выбирать нужно работу по специальности, желательно, с гибкой занятостью. Это позволит сохранить силы и время на учебу, но и освоиться в профессиональной среде. Такая система дает возможность учиться, получая опыт среди опытных специалистов, на реальных примерах. Некоторым студентам предлагают работать при кафедре в учебном заведении. Это хороший вариант для тех, кто желает получить опыт научно-исследовательской деятельности.

Третье правило — стоит ориентироваться на общую стратегию, систему, действовать обдуманно. Видеть ситуацию в целом и учитывать отдельные факторы. Если работа действительно стоящая, связана с профессией, возможно, имеет смысл перевестись на вечернее или заочное отделение. То же самое касается студентов, которые не довольны специальностью, но и учебу бросать не хотят. Определить, что важнее, должен сам учащийся.