ProctorEdu
Блог

Что заставляет студентов списывать

Академическая хитрость: почему некоторые студенты списывают, а другие — нет

Списывание — классика постсоветского образования, в том числе высшего. Студенты списывают на зачетах, на контрольных работах и экзаменах. Не сталкиваясь с реальными противодействиями, учащиеся продолжают подобную практику и дальше, вплоть до самого выпуска. По разным оценкам, к нечестным методам сдачи сессии прибегает около половины учащихся. Остальные, находясь в идентичных академических условиях, предпочитают учиться честно, вообще не прибегая к шпаргалкам. Почему так и что влияет на поведение студента?

Почему студенты списывают: основные причины


Все причины списания в ВУЗе можно разделить на две категории: объективные и субъективные. Субъективные составляют большинство факторов, которые толкают студентов к нечестному поведению.

Первая и самая распространенная причина — нежелание учить материал. Виной всему лень, которая может быть следствием неумения организовать собственное время, особенностей характера, склада личности. В редких случаях нежелание обусловлено склонностью к так называемой прокрастинации на фоне неврозов, психических расстройств, банального выгорания и усталости. Тогда в ход идут ухищрения, которые помогут учащемуся выйти из положения. 

Вторая причина — лояльное отношение студенческой среды, а зачастую и самих преподавателей, которые смотрят на списывание сквозь пальцы. Многие обучающиеся пользуются шпаргалками, потому что так принято. Реального порицания такое поведение не вызывает. По мнению ученых, специалистов «НИУ ВШЭ» (Высшая Школа Экономики), которые провели исследование, среда — основной источник нечестного поведения.  

Третий фактор идет рука об руку с предыдущим и вытекает из него — отсутствие правовой ответственности. Реальной ответственности студенты не несут, в законе и локальных актах университета ответственности не предусмотрено. Учащегося не отстраняют от учебы, не исключают, не призывают к ответу. В крайнем случае — могут выставить из аудитории и отправить на пересдачу. Этих мер недостаточно, чтобы радикально повлиять на ситуацию.

Четвертая причина — отсутствие мотивации учить материал. Некоторые предметы, не имеющие отношения к профессиональному циклу, будущей работе, не несут практической ценности. Так считает студент, который отводит основное время на изучение полезных и перспективных с его точки зрения дисциплин. Недостаточная мотивация не характеризует студента, он может быть старательным и честным. Списывание выступает способом рационально распределить свои силы среди существенной нагрузки.

Объективная причина одна — сложность программы и/или учебного плана. Некоторые университеты (особенно этим грешат региональные ВУЗы) предъявляют физически невыполнимые требования. Выучить весь массив информации очень сложно. Списывание становится способом организовать индивидуальный учебный график на посильных началах.

Также студенту может не хватать времени (работа, семья, обязанности за пределами стен родного ВУЗа). Причины и мотивы разные, но способ выйти из положения  одинаковый.   

Число студентов, которые ведут себя нечестно на экзамене


По данным одного из крупнейших ВУЗов России, списыванием занимается около 49-50% студентов. Процент примерно одинаков по всем российским университетам. Как считают исследователи, такой высокий показатель обусловлен лояльным отношением к списыванию, особенностями среды. От года к году число меняется незначительно. Эти же выкладки подтверждаются анонимными опросами учащихся. 

В случае с онлайн-мероприятиями, дистанционным образованием, ситуация еще хуже. Объяснить это легко: степень контроля за учениками, когда нет прямого контакта, подготовки билетов со случайными вопросами, существенно ниже.  

Также специалисты рассказали, что списывание на экзаменах — лишь часть общей проблемы. Академическая нечестность обнаруживается и в курсовых работах, рефератах, дипломах. Процент плагиата зависит от политики конкретного ВУЗа и варьируется в пределах 30-60%. То есть, минимум в каждой третьей работе обнаруживаются неуникальные фрагменты, части чужих работ, текстов.    

Как списывание влияет на качество знаний и образования


Академическая нечестность — явление вредное. Оно сказывается на качестве знаний конкретного учащегося, а через частные случаи — на всей системе образования. Можно выделить три фактора, которые являются ключевыми в понимании опасности списывания:

  • Воссоздание негативной среды. Продолжает формироваться среда, которая лояльна к мошенничеству. 
  • Отсутствие реальных знаний, навыков, которые могли бы использоваться в профессиональной деятельности. В случае списывания, из стен учебного заведения выходит «полуфабрикат»-недоучка, который переживал сессии, худо-бедно получал оценки, но не обладает настоящей квалификацией. И таких, по статистике, примерно половина. 
  • Снижение общего качества образования. Когда количество подобных «недоучек» достигает критической массы, обучение теряет смысл. При этом рынок наблюдает пресыщение кадрами определенной специальности, что осложняет старт даже талантливых, честных выпускников. На плаву остаются не все.

Получить образование можно по-разному, но качество знаний будет существенно разниться. 

Как преподаватели борются со списыванием на экзаменах


Способов борьбы со списыванием много: специалисты используют собственные наработки, идут на ухищрения. При этом количество нечестных студентов все равно огромно. Основная проблема — отсутствие системного подхода и технических возможностей для отслеживания обмана.

Если ВУЗ организует дистанционное образование или переносит часть академической нагрузки, аттестации в удаленный формат — ситуация становится еще более проблемной. Причин тому несколько:

  • отсутствие живого контакта;
  • полное отсутствие контроля или низкое его качество;
  • отсутствие опыта у преподавателей: онлайн-образование только набирает обороты.

Результаты тестирования, проведенного вне стен университета, можно смело считать недостоверными, не отражающими реальных знаний и уровня учащихся. Однако это не значит, что исправить ситуацию невозможно. 

Один из вариантов тщательного контроля без затрат времени и ресурсов — системы прокторинга. Например, ProctorEdu, который позволяет проводить онлайн-тестирования с высоким уровнем контроля в автоматическом или ручном режиме. Узнать больше об этом методе наблюдения за экзаменом можно по ссылке.