К основному контенту
ProctorEdu
Блог

Мифы онлайн-образования

Распространенные мифы об онлайн-образовании

Рынок онлайн-образования стремительно растет по всему миру. Дистанционные образовательные технологии увеличивают долю в общем объеме обучения каждый год почти на 15-20%. В России эта цифра несколько скромнее, однако, по прогнозам экспертов, рынок удаленного образования вырастет почти на 50% в перспективе нескольких лет.

На этом фоне разгораются дискуссии, действительно ли онлайн-образования можно считать полноценным, качественным способом освоить профессию, получить дополнительные знания, квалификацию. Вопрос поднимают не только эксперты. Гораздо чаще это интересует простых людей, которые собираются учиться и интересуются возможностями, перспективами.

Онлайн-образование включает в себя несколько крупных сфер:

  • Среднее специальное образование (колледжи). Программ сравнительно немного и не все заведения готовы их реализовать. Постепенно открывается все больше программ, процесс далеко от завершения. 
  • Высшее профессиональное образование. Представлено целыми дистанционными отделениями ВУЗов. Появляются новые направления, старые — растут и развиваются. 
  • Дополнительное профессиональное образование.
  • Курсы переподготовки, повышения квалификации.

Они встроены в единую, хотя и неоднородную систему. 

О дистанционном образовании ходит много мифов, которые мешают сделать правильный вывод и принять решение. Почему так — вопрос советского наследия. Старшее поколение все еще уверено, что типичное, классическое образование в очном формате — лучший вариант. Масла в огонь подливают и некоторые блогеры. Несмотря на противодействие некоторой части общества, стереотипы постепенно разрушаются, но это вопрос не одного года. 

Миф 1. Онлайн-образование не дает знания


Широко распространено представление, что онлайн-образование как форма обучения не имеет смысла. В сознании среднестатистического человека обучение — это очка. Все остальное вторично и не дает достаточной квалификации. На самом деле это не так. Известно много случаев, когда студент университета, обучаясь на очной программе, не получал ни достаточных знаний, ни опыта.

Это вопрос не способа получения образования, а мотивации. Если она отсутствует, не помогут ни лучшие обучающие технологии, ни преподаватели с многолетним опытом и желанием передать знания. Для студентов, которые стремятся к знаниям и навыкам в своей профессиональной сфере, онлайн-образование дает все возможности:

  • Доступная среда. Для учебы используются специальные электронные платформы, где представлена целая библиотека методических и обучающих материалов. Контент не нужно искать, он в свободном доступе в формате 24/7.
  • Возможность самостоятельного планирования графика. Нет необходимости готовиться к практическим занятиям в ущерб образовательному процессу, делать много ненужной работы. Студент может оптимизировать свою учебную деятельность.
  • Возможность в любой момент вернуться к теоретическому материалу, благодаря все тому же количеству контента, а также видеолекциям, записанным и доступным круглосуточно из любой точки мира.

Учиться в онлайне может быть удобнее, чем на очном отделении, просто потому, что доступно больше образовательной, теоретической и методической информации в электронном виде. 

Миф 2. На удаленке легко списать, обмануть систему


Отчасти это действительно так. Студенты умудряются списывать даже под наблюдением преподавателя, что говорить про ситуацию, когда за ними никто не смотрит. Однако опять же, это вопрос не только и не столько возможности, сколько мотивации. 

Если обучающийся действительно желает стать высококлассным специалистом, получить квалификацию и стать конкурентоспособным на рынке труда, он не станет жульничать. Справедливо и обратное, если учащийся понятия не имеет, зачем он здесь, чего хочет или отличается низкими моральными качествами, он будет бессовестно списывать даже в аудитории: мошенничать на экзаменах, при аттестации, подготовке курсовых, диплома. Это не вопрос технологий, это вопрос желания.

Кроме того, сейчас все больше дистанционных образовательных проектов, программ (курсов, университетских программ), которые предпочитают переносить часть аттестационной нагрузки в формат онлайн-конференции. Это значит, что студенту придется работать под наблюдением преподавателей.

Кроме того, при проведении онлайн-аттестации нередко используются системы прокторинга. Они не позволяют списывать, заниматься академическим мошенничеством, тонко анализируют поведение студентов, делают беспристрастные выводы о достоверности результатов экзамена или зачета. Это удобно, поскольку сокращает риски проблем. 

Одна из таких систем прокторинга — ProctorEdu. Она работает в автоматическом или полуручном формате, с участием преподавателя, специалиста (проктора). Чтобы узнать больше, стоит перейти по ссылке и ознакомиться с видеопрезентацией продукта

Миф 3. Чтобы учиться нужна мощная техника, хороший компьютер


На самом деле это не так. Современные системы дистанционного образования или LMS представлены легкими и хорошо оптимизированными продуктами. С точки зрения образовательной организации, они выпускаются и продаются в двух формах:

  • коробочные продукты;
  • облачные образовательные решения.

Студенты разницы не увидят. Практически все системы дистанционного образования, с точки зрения пользователя, представляют собой интернет-сервисы, которые доступны по адресу и легко открываются даже на слабых компьютерах. Достаточно получить логин, пароль, доступ к своему личному кабинету.

Это вопрос не производительности персонального компьютера, а скорости и стабильности интернета. Сервисы хорошо работают даже при умеренных и довольно низких скоростях. Что же касается доступности для компьютеров, войти в систему легко даже с мобильного устройства, которое уступает по мощности ПК и ноутбукам.

Никакой другой техники кроме персонального компьютера, ноутбука или смартфона, планшета с доступом в сеть не требуются. Системы специально проектируются так, чтобы студенты могли легко получить доступ к образовательной работе из любой точки планеты, где есть более-менее стабильный интернет.

Миф 4. На удаленке нет общения с другими обучающимися


Это полуправда. Действительно, при обучении в дистанционном формате трудно устанавливать новые контакты с коллегами по курсу, университету. Это распространенная проблема, с которой сталкиваются ученики. Согласно опросам, на недостаток коммуникации с другими студентами указывает до 70% обучающихся. Однако в последние годы ситуация становится более позитивной.

Решение вопрос недостаточного количества контактов решается увеличением интенсивности и частоты онлайн-мероприятий. Например, вебинаров, видеоконференций с возможностью высказаться голосом или в чате. Также разработчики систем дистанционного образования создают больше возможностей для коммуникации студентов напрямую, минуя учителя. Полной заменой живому общению это стать не может, но решение более приемлемое, по сравнению с полным вакуумом.

Миф 5. Невозможно нормально общаться с преподавателем, это неудобно и трудно


Нет, качество общения с преподавателем точно не падает. Если университет или образовательный курс разработали достаточно качественную программу, проблем не будет. Для общения с учителем используется группа возможностей:

  • Электронная почта или системные сообщения в личном кабинете. Средства письменного общения позволяют наладить коммуникацию по рабочим вопросам.
  • Голосовые чаты, видеоконференции. Студент может связаться и общаться с преподавателем один или в группе, чтобы уточнить непонятные моменты в заранее оговоренное, установленное время.

Отсутствие живого общения не делает процесс преподавания однобоким и сложным. Программные интерфейсы систем дистанционного образования просты и интуитивно понятны. Специальное обучение не требуется.

Миф 6. Пройденная программа онлайн-образования ничем не подтверждается


Это не так. Если студента обучаются в  колледже или университете он получает диплом установленного образца как обычный заочник. Никакого указания на то, что он учился дистанционно, нет. Многие допускают подобную ошибку и отказываются учиться удаленно из-за страха, что диплом изначально окажется обесценен и бесполезен.

Что касается курсов, отсутствие документа об образовании тоже не грозит. Если речь о переподготовке или повышении квалификации, специальные школы дают аттестационные бумаги, которые подтверждают факт успешного завершения учебы. Иные коммерческие, частные курсы, выдают сертификаты.