ProctorEdu
Блог

Образовательная среда: больше, чем повышение квалификации

Современная бизнес-среда характеризуется высоким уровнем изменяемости и динамичности. Эффективный специалист – тот, который готов продуктивно действовать в условиях неожиданных изменений и неопределенности. Такая готовность появляется лишь вследствие постоянного обучения, повышения квалификации, переподготовки.
Знания, полученные в школе и университете – лишь база, которой недостаточно для полноценной реализации в профессии. Поэтому компании, нацеленные на путь развития, обязательно создают для своих сотрудников образовательную среду. В чем ее особенности, цели и как повышать ее эффективность?

Ключевые задачи руководителей компаний по созданию образовательной среды для персонала


Главная цель – создание корпоративного пространства, в котором каждый участник готов учиться чему-то новому для для решения более сложных проблем и заданий. При этом процесс образования имеет непосредственную связь с общими задачами по развитию компании.
С учетом этого руководящий состав фирмы, отделы HR и T&D должны синхронно обеспечить:
  • синхронизацию общей бизнес-стратегии с внедрением подходящих технологий обучения и переквалификации;
  • эффективное продвижение идеи «образование в течение всей жизни» – сотрудники должны понимать пользу и стремиться к повышению своих профессиональных компетенций;
  • постоянное изучение, измерение эффективности учебных курсов, внесение корректировок для их улучшения.
Также отмечается необходимость того, чтобы сами руководящие лица становились обучающимися в рамках корпоративной образовательной среды. Это подает яркий пример другим работникам, способствует повышению культуры общения внутри фирмы.

Стратегии формирования образовательной среды: обучение как возможность донести ценности бренда


Но не стоит думать, что возможность учиться – это лишь способ повышения квалификации кадров. Сегодня развитая образовательная среда – эффективный механизм продвижения бренда для привлечения новых сотрудников. Как показывает статистика, при выборе места работы высококвалифицированные профессионалы обязательно обращают внимание на то, предлагает ли компания возможность дальнейшего обучения.
Не удивительно, что в большинстве крупных глобальных корпораций поддерживаются разные образовательные формы:
  • корпоративные университеты;
  • онлайн-платформы по повышению квалификации;
  • конкурсы между сотрудниками по получению новых компетентностей;
  • гранты талантливой молодежи – студентам и даже ученикам школ, которые в перспективе могут прийти работать в фирму.
В целом, образовательная среда компании, предприятия – живое, развивающееся пространство, на динамику которого влияет каждый субъект – руководитель, учителя-тренеры, учащиеся, HR-менеджеры и др.
Важно, чтобы в рамках такой среды ставились задачи, ориентированные не только на цели компании. Необходимо создавать индивидуальные траектории обучения, пользу которых будет видеть каждый сотрудник. Это обязательно приведет к повышению популярности и востребованности учебных курсов. А ведь именно отсутствие инициативы снизу часто является ключевой проблемой при создании образовательной среды.

Тренд на асинхронное обучение


Асинхронность обучения подразумевает то, что слушатель не привязан к жестким временным или пространственным рамкам. Не нужно по определенному расписанию посещать занятия. Полезную информацию сотрудники получают в дистанционном формате. Это могут быть:
  • слайдовые курсы и презентации, детализированные инструкции и мануалы;
  • видео-лекции от известных и авторитетных преподавателей, профессионалов;
  • консультационные чат-боты и целые обучающие курсы в мессенджерах;
  • рассылки на персональные электронные почты или обучающие, мотивирующие лендинги.
Асинхронные онлайн-инструменты особенно широко начали использоваться в период глобальной пандемии. Но их эффективность была доказана и раньше, а сегодня интенсивность их применения постоянно растет.
Очевидно, что асинхронные интернет-уроки или материалы недостаточны для полноценного повышения квалификации или смены профиля работника. Но они стали неотъемлемым компонентом смешанной образовательной среды. Современные LMS (Learning Management System – система управления обучением) обязательно включают асинхронные методики наряду с другими учебными форматами.

Вовлеченность сотрудников – как побудить занятый персонал к учебе?


Мотивация остается главной движущей силой в любом образовательном процессе. Эксперты рекомендуют применять следующий базовый набор побудительных инструментов:
  1. Финансовая и карьерная мотивация. Амбициозные сотрудники должны понимать, что их перспективы непосредственно зависят от постоянного повышения профессиональных компетенций, которое невозможно без непрерывного образования.
  2. Микрообучение. Необходимо применять такие форматы, которые не будут перегружать работников на фоне выполнения ими непосредственных функций в компании. Учеба делится на небольшие отрезки, модули, компетенции. При этом их сразу можно применить в работе.
  3. Доступность и альтернативность. Обучающий контент должен быть легко доступен в любое время. Желательно, чтобы образовательная платформа работала на разных устройствах – ноутбуках, планшетах, телефонах. В самих материалах должна быть вариативность, альтернативность, чтобы специалист выбирал желаемые направления обучения.
Все перечисленные принципы реализовать несложно. Необходимо просто ознакомиться с современными технологическими решениями для дополнительного образования специалистов.

Контроль за эффективностью обучения


И наконец, крайне важен строгий контроль за эффективностью и результативностью обучения. Для этого целесообразно пользоваться специализированными онлайн-платформами прокторинга.
Каждый сотрудник может отчитаться о повышении квалификации онлайн, дистанционно. Но это не значит, что такой отчет будет носить формальный характер. Его можно превратить в по-настоящему строгую и максимально честную проверку. Прямой надзор осуществляется с помощью таких сервисов, как, например, Proctoredu.ru. С принципами их работы ознакомьтесь в специальном поясняющем видеоролике.