О будущем прокторинга в онлайн-обучении: проблемы и пути совершенствования работы

О будущем онлайн-прокторинга: проблемы и пути совершенствования работы
31.01.2025
~ 5 мин.
Онлайн-прокторинг широко используется в нескольких сферах обучения. Применение контролирующего программного обеспечения дает возможность обеспечить честные, прозрачные условия образовательного процесса.

Контроль не позволяет прибегать к академическому мошенничеству, нечестным способам сдачи экзаменов и зачетов. При этом, несмотря на все преимущества, системы контроля были и остаются несовершенными, требующими доработки. Студенты и преподаватели, а также сами разработчики указывают на сложности, которые возникают на практике.

Из-за функциональных особенностей, недостатков систем прокторинга, многие университеты относятся к ним недоверчиво. Однако это нормальное явление, учитывая, что технология стала внедряться сравнительно недавно. В крупных ВУЗах — с 2015 года, в значительной части университетов — с 2020 года, после начала коронавирусной пандемии.

Как отмечают эксперты, технология будет постепенно совершенствоваться.

В чем недостатки систем прокторинга

Программное обеспечение, которое призвано наблюдать за соблюдением правил, честным проведением экзамена, имеет несколько недостатков.

Первый — возможные технические сложности и проблемы. Студенты по всей России сообщали о нарушениях, которые они не совершали, при этом понятия и требования учащиеся хорошо знали. Система оповещала проктора и самого учащегося, что он списывает. Доказать непричастность к академическому мошенничеству удается не всегда. Известно несколько случаев, когда на базе анализа автоматической системы, студента отчисляли, поскольку он якобы списывал.

С другой стороны, процедура сдачи экзаменов, зачетов нередко сопровождалась техническими сбоями, проблемами со стороны программы. В некоторых случаях прокторинг отказывался нормально работать из-за недостаточного освещения или малой мощности компьютера. Все это говорит, что прокторинг как технология, хотя и позволяет сделать процесс более прозрачным, требует доработки.

Вторая весомая проблема — вероятность нарушения конфиденциальности. Для успешной реализации прокторинга требуется, чтобы данные студентов надежно охранялись. Иначе персональная информация, записи с камер могут утечь злоумышленникам. Современные системы прокторинга следят, чтобы процесс был безопасным, однако есть риск нарушений со стороны персонала университета.

В России проблема конфиденциальности и целости персональных данных начала волновать людей сравнительно недавно, когда ВУЗы начали внедрять дистанционные технологии.

Третья проблема не так очевидна, на первый взгляд — дискриминация студентов с инвалидностью. Система диктует жесткие условия пользования. Обучающиеся не имеют права слишком надолго отводить глаза. Как в таком случае быть лицам с параличами, тремором, нарушениями зрения? Есть и другие подобные же вопросы. Решать их предстоит в ходе серьезной проработки существующих сейчас технологий.

Специалисты ожидают, что прокторинг будет использоваться не как единственное решение проблемы академической нечестности, а в комплексе с дополнительными мерами.

Почему необходимо использовать системы онлайн-прокторинга

Использовать онлайн-проекторинг нужно, поскольку он позволяет решить несколько проблем образовательного процесса с применением дистанционных технологий. Так, благодаря программному обеспечению, появляется возможность:

  • Идентификации личности студента, который проходит испытания. Излюбленная техника любителей списывать и мошенничать — ставить для прохождения тестирования третьих лиц, которые за определенные деньги готовы пройти аттестацию. Перед прохождением аттестации студенты показывают себя вместе с раскрытой зачеткой, демонстрируя изображение перед веб-камерой. Благодаря этому появляется возможность верифицировать человека.
  • Тщательный контроль поведения во время испытаний. Наблюдать призван администратор, а также автоматическая система, запрограммированная в структуре ПО, установленного на компьютере. Любые подозрительные действия вносятся в журнал, о них становится известно проверяющему, который на первый раз может сделать замечание, а затем принять более радикальные меры.
  • Исследование результатов, оценка их достоверности. Именно прокторинг дает возможность изучить, насколько точны результаты испытания. Если студент сдавал предмет сам, это будет видно.

Использование прокторинга в учебных целях призвано достичь 5 глобальных целей:

  1. Постепенное развитие искусственного интеллекта. Он необходим, чтобы распознавать личность студента без ошибок, делать выводы, что происходит на записи с веб-камеры и пр.
  2. Повышение общего качества образования. Не в конкретном учебном заведении, а в целом. Зная, что за ним будет смотреть система, а также наблюдатель-человек, студент в любом случае будет готовиться, получить знания, штудировать литературу или конспекты для сдачи теста. Отсюда другая цель.
  3. Подготовка специалистов высокого уровня, обладающих достаточной квалификацией. Это помощь образовательной системе и рынку труда.
  4. Справедливость при распределении возможностей. Списывающие обладают несправедливым преимуществом. В то же время, честные студенты могут допускать ошибки, что рассматривается как меньшая успеваемость. Прокторинг уравнивает условия, не позволяя получать необоснованных преимуществ.
  5. Ускорение цифровизации и развитие технологической инфраструктуры.

Эти цели постепенно решаются, но до конца, до достижения результата пока довольно далеко.

О совершенствовании работы прокторинга

Все больше университетов понимают, что прокторинг — необходимая мера. Без него не может быть цифровизации образования, перевода его на новые рельсы. В то же время, системы наблюдения пока далеки от совершенства, они нуждаются в доработке.

Есть несколько направлений, которыми занимаются специалисты:

  • Упрощение интерфейса.
  • Совершенствование системы искусственного интеллекта.
  • Обеспечение защиты данных.
  • Снижение затрат на реализацию со стороны университетов.
  • Учет индивидуальных особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая темпы, с которыми двигается работа, понимание проблем, можно рассчитывать, что в скором времени все они будут решены.
Другие статьи по теме
«Для нас стало открытием, что топ-менеджеры тоже списывают» — интервью Артёма Козина для rb.ru
Rusbase продолжает рассказывать об интересных российских проектах.
Мы прислушиваемся к нашим клиентам и продолжаем делать систему прокторинга удобнее и надёжнее.
Релиз 4.16: обновления в системе Proctoredu для пользователей
ТОП-5 мифов: как работает прокторинг на самом деле
Системы прокторинга стали неотъемлемой частью онлайн-образования и сертификации во всем мире.

Подпишитесь на рассылку

Получайте специальные предложения и новости от нас первыми

Нажимая кнопку «Подписаться», вы подтверждаете своё согласие с Политикой обработки персональных данных и даёте согласие на получение рекламных сообщений.